Ранее этот государственный стандарт имел номер 523000 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Вернуться к списку образовательных стандартов

МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

"УТВЕРЖДАЮ"

 Заместитель Министра

образования и науки Российской федерации

 А.Г. Свинаренко

  17  мая 2005 г.

Номер Государственной регистрации

732 иск/маг

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(временные требования)

 

Направление 523000 Изящные искусства

 

Степень - магистр изящных искусств

 

 

 

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2004


 

1. Общая характеристика

направления 523000 Изящные искусства

 

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.06.2003 № 2480.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр изящных искусств.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 523000 Изящные искусства при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области изящных искусств, в том числе к самостоятельной научно-исследовательской работе в учреждениях образовательного и академического профиля, при освоении соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности в высшей школе.

1.3.1. Основными сферами деятельности бакалавра являются:

1     научно-исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);

2     образовательная (работа в высших учебных заведениях);

3     художественно-просветительская (работа в концертных и театральных организациях, в музеях, художественных галереях, в библиотеках, фондах, архивах, в информационных центрах, агентствах, в иных общественных и государственных организациях);

4     научно-творческая (практическое участие в качестве научного консультанта, редактора, исполнителя при создании или исполнении художественных произведений в различных областях культуры и искусства);

5     экспертно-аналитическая (работа в концертных и театральных организациях, в музеях, художественных галереях, библиотеках, фондах, архивах, информационных центрах, агентствах и иных общественных и государственных организациях);

6     организационно-управленческая (работа в органах государственного управления местного, регионального и республиканского уровня).

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

17.00.00 - Искусствоведение;

24.00.00 – Культурология.

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).

 

 

523001  Общая теория искусства.

 

Общая теория искусства и система современного искусствоведческого знания. Стратегические задачи и история формирования общей теории искусства. Общая теория искусства и проблемы интеграции видов искусства, проблемы взаимодействия и синтеза искусств. Семиотика и общая теория искусства.

Проблемы изучения целостной системы художественной культуры определенного времени и интеграции видов искусств. Специфика и внутренние закономерности художественного восприятия и воплощения стиля эпохи. Системные начала в интегративных процессах Новейшего времени. Интегрированное творчество и проблема универсальности в осмыслении художественной практики современности.

Аспекты общественного сознания (исторический, формально-типологический и доктринальный) и проблема самосознания искусства. Феноменологическое и историческое осмысление, раскрытие и разграничение понятий «художественное творчество», «художественный процесс», «искусство». Сущностные характеристики феноменов «академическое искусство», «классическое искусство», теоретические и методологические обобщения. Уточнение категориально-аналитического и понятийного аппарата современного искусствознания. Проблемы адекватности произведения самому себе. Проблема исполнительской интерпретации и аутентичного исполнительства.

Проблемы стиля в искусстве. Стиль как художественная закономерность. Стиль как эстетическая категория. Стиль как социальное явление. Конструктивные элементы и категории стиля. Стиль и формы стилеобразования в искусстве (исторический и теоретический аспекты).

 

523002 Социология искусства

 

Искусство и его социальные функции. Предметное поле социологии искусства. Парадигмы и система категорий в социологии искусства. Методы изучения искусства как феномена социокультурного пространства. Социальная классификация искусства: проблема «искусства» и «неискусства». Художественное произведение как форма социального бытия искусства. Субкультуры в обществе и их воздействие на формирование новых направлений в искусстве. Художественные коды искусства. Художественная реальность и художественная концепция. Процесс художественной рецепции. Проблема социального функционирования произведения искусства: среда распространения, рецепционные предпочтения публики. Степень распространенности воздействия  произведения искусства в разных социальных средах. Социологический анализ произведения искусства. Социальный вес произведения искусства, его аксиологический фокус и функциональные доминанты. Взаимодействие искусств. Проблемы социального взаимодействия художника и публики. Методика социокультурного исследования.

 

 

523003 Историческое музыкознание

 

Академическое и историческое музыкознание, включающее в себя дифференцированное изучение истории композиции, истории музыкальных жанров, истории музыкальной рецепции (исполнения и восприятия музыки), истории музыкальной эстетики, истории музыкальных организаций, а также истории музыкознания. Углубленное изучение истории музыкального искусства различных типов (opus musica, народного творчества, профессионального развлекательного музицирования, культовых композиций), регионов и эпох в контексте истории отечественной и мировой культуры с опорой на новейшие достижения в области отечественного и зарубежного музыкознания; осмысление места opus musica в мировом культурном процессе; изучение истории музыкального искусства с учетом современного состояния искусствознания,  основой которого стали интегративные процессы, раскрывающие глубинные связи внутренних проблем музыкального творчества с тенденциями  философского, религиозного, социального самосознания общества; углубленное изучение законов и основных этапов творческого процесса в контексте истории музыкального искусства и культуры; приобретение фундаментальных знаний о природе, структуре и функциях художественного творчества, включая знакомство с композиторскими школами современности и их эстетическими концепциями; научное осмысление нотографических текстов, принадлежащих к различным художественным системам; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской деятельности в области музыкального искусства и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.

Музыкальный театр в контексте мировой художественной культуры. Исторические аспекты становления и развития жанров музыкального театра. Периодизация исторического процесса эволюции музыкального театра.

Проблемы комплексного анализа музыкально-театральных спектаклей на основе данных семиотики и общей теории искусства, музыкознания и театроведения.

Определение специфики музыкального театра как  знакового ансамбля. Феноменология музыкально-театральных жанров. Проблемы взаимодействия музыкально-театральной и симфонической драматургии. Вопросы интерпретации музыкальной партитуры: композиторский текст и сценическое решение.

История и теория режиссуры музыкального театра.

Музыкально-театральная либреттология.

 

523004 Творческий процесс в  музыкальном искусстве

 

В данной программе исследуются общие проблемы и закономерности творческого процесса, психологии творчества, генезиса и развития художественной деятельности, а также специальные проблемы  обусловленности творческого процесса и стиля того или иного композитора, соотношения авторского выбора и “игры”, изучение творческого процесса у исполнителей.

 

523005 Источниковедение и текстология

 

Программой предусмотрено изучение истории, теории и методики архивного дела, особенностей разыскания, учета, описания и издания музыкально-теоретических и нотографических источников, освоение  метода историко-критического сравнения источников, знание исполнительской практики и особенностей исполнительской стилистики; составление широкого спектра специализированных указателей, овладение принципами подготовки источни­ков к публикации.

Понятие театрального архива. Особенности театральных музеев и галерей. Эскпонирование в театральном искусстве, современные подходы. Особенности и принципы хранения. Театр в контексте быта и среды конкретной эпохи. Театральный макет, декорация, реквизит и костюм как объекты исследования и экспонирования. Театральные архивы и рукописные фонды театральных деятелей, современные методы записи и хранения информации. Субъект и объект в театрально-музейном деле. Реконструкция спектакля и музей. Включение «живого спектакля» как иллюстрации театральной эпохи в музейный контекст.

Источниковедение в области хореографического искусства. История и теория архивного дела в балетоведении.

Проблемы поиска, описания и издания материалов по истории и теории балетного театра, авторских хореографических текстов. Вопросы реконструкции балетного спектакля. Сравнительный историко-критический анализ памятников хореографического искусства, исполнительских традиций и современных решений. Методики изучения и сохранения хореографического текста: публикации с использованием различных систем записи танца, современные способы сохранения видео материалов, компьютерные технологии в балетоведении.

 

523006 История музыкальной науки

 

Основными разделами данной магистерской программы являются:

- исследование природы музыкально-теоретического знания: изучение современного понимания предмета, структуры и направлений развития теоретического музыкознания, специфики критериев научности в музыкознании. Взаимоотношения музыкознания, семиотики и общей теории искусства. Типологии музыкально-теоретических систем;

- исследование взаимоотношений эксперимента и теории, науки и практики, степени осмысления музыкальной практики в музыкальных теориях разных эпох, современных системно-структурных методов анализа форм музыкальных произведений, музыкального языка, нотационных систем, теории современных композиций; овладение научно-исследовательским аппаратом и навыками научно-педагогической деятельности;

Программой предусматривается также исследование становления и развития музыкально-теоретических концепций Античности, Средневековья, Возрождения, основных проблем и понятий теории музыки в эпоху Просвещения и Романтизма, а также изучение теоретических учений Нового и Новейшего времени. В программу включается следующая тематика: спекулятивные теории музыки и практическая музыка, история классификаций музыки, стабильное и мобильное в европейском теоретическом знании, проблемы терминологии, современные модели анализа.

 

523007 Теоретическое театроведение

 

Теория театра как составляющая театроведения. Место теории театра в истории культуры. Историческое сложение предмета теории театра и актуальность выработки ее понятийного аппарата. Комплексный подход к изучению театра как вида искусства. Проблема возникновения и “смерти” театра.

Коммуникационные, зрелищные, художественные, языковые и структурные аспекты театра. Понятия действия и игры. Теории игры, структуры игры. Исследование игровой природы театра. Актерское и режиссерское искусство как объекты научного изучения. Типы актерской деятельности. Театрализация общественных явлений. Театр как знаковый ансамбль. Амплуа и его историческая эволюция. Характер и характерность.

Драматургия и театр. Интерпретаторская функция театра. Герменевтика театра. Многозначность толкований и вариативность исполнений в театре. Открытость сценического произведения. Проблема идентичности произведения в театре. Теория театральных жанров. Спектакль как объект научного исследования.

Поэтика драмы. Драматическое действие. Моделирование мира в театре. Режиссура как “практическая психология”. Анализ и описание театрального процесса, принципы и современная методология. Театральная антропология.

Субъект и объект в театре. Типы театральных систем. Современные концепции пространства и времени в театре. Театр и прогноз зрителя. Коммуникативная функция театра и особенности современного зрительского восприятия.

 

523008  Историческое  театроведение

 

Методологические проблемы периодизации истории европейского театра. Современные концепции происхождения театра. Театр и цивилизационный процесс: цивилизационный подход в театроведении. Источниковедение истории театра. Методология современных театроведческих исследований. Театральная критика: история и современная теория.

История теле- и радио театра. Своеобразие и особенности «экранного» драматического и музыкального театра. Кинематографические приемы и проблема переосмысления и новой структурированности переносимого на экран художественного произведения. Специфика художественного воплощения словесного и музыкального содержания экранизируемого произведения. Особые «экранные константы». Музыкально-звуковой, визуально-изобразительный, словесный ряды и технические эффекты. Практика записи на магнитные и электронные носители. Смысловые акценты и выразительные средства. Возможности экранного пространства и совмещение различных его типов. Специализированная видео- и звукорежиссура.

Проблемы социально-семантических взаимоотношений и взаимодействий «кино» как классического текста массовой коммуникации и музыкального и драматического текстов как произведений искусства. Проблема перенесения знаковых ансамблей на экран и изменение их функций.

Театр одного актера в России: зарождение, становление и современное состояние.

Проблемы взаимодействия театральной архитектуры, костюма и сценографии.

Проблема фиксации театрального представления. Реконструкция спектакля, и ее исторические методики и современные подходы. Современный театральный процесс и способы его изучения. Авторская режиссура в театре ХХ в. Анализ современных зрелищных форм.

Проблемы становления и развития хореографического искусства, его виды и жанры. Принципы периодизации истории хореографического искусства. Исторические этапы развития зарубежной и русской хореографии.

Вопросы семиотики и стиля хореографии. История развития балетной драматургии. Балетный спектакль как знаковый ансамбль: вопросы взаимодействия разных семиотических систем в балетном спектакле. Особенности взаимодействия музыки и хореографии в различных жанрах и формах танцевального творчества.

Современные танцевальные школы и новые направления хореографического искусства. Исполнительские традиции и современная стилистика танца. Вопросы сохранения хореографического текста классического наследия.

Анализ постановочной работы хореографа. Специфика творчества хореографа-постановщика и балетмейстера-репетитора. Вопросы истории и проблемы методологии хореографической педагогики.

 

523009 Семиотика словесных искусств

 

Словесные искусства в системе изящных искусств. Особенности категориально-понятийного аппарата словесных искусств в европейской традиции их становления. Словесные искусства и проблемы развития общего и художественного образования. Роль и место словесных искусств в формировании культуры общественного интеллекта. Законы, принципы и правила становления словесных искусств в разных типах мировых цивилизаций. Связь процесса становления словесных искусств с развитием фактуры и институтов речи. Историческое становление теории и практики общих и частных словесных искусств.

Специфика взаимосвязи и взаимодействия языка с семиотическими системами неприкладных и прикладных искусств. Принципы взаимообусловленности и взаимной совместимости художественной системы образов различных искусств с искусствами речи. Изучение искусства синкретической речи: осознание семиотического характера синкретизации словесных искусств в исполнительском искусстве. Проблемы совмещения художественной и нехудожественной речи в акте речевой коммуникации. Расширение представлений о языке применительно к искусству пограничной речи и изучение различных приемов овладения искусством пограничной речи.

 

523010  Методология анализа и преподавания

реалистического рисунка

 

Проблемы восприятия человека как методологическая основа исследования и преподавания классического рисунка. Понимание человеческого восприятия и изобразительной деятельности: междисциплинарная проблема и научная концепция. Вопросы видения и способов его развития. Анализ закономерностей и механизмов становления изобразительного образа.

Рисунок как знаковая система. Образ как самостоятельная психологическая реальность, опосредующая восприятие. Пространственно-временные проблемы передачи натуры средствами рисунка. Анализ и синтез в учебном рисунке. Образ видения как устойчивая информационная система.

 

523011 Управление и продюсерская деятельность

в сфере искусства

 

Программа предусматривает овладение комплексом знаний по теории продюсерского дела, менеджмента культурных институтов, рекламе, PR, маркетинговому анализу деятельности этих институтов, а также социально-культурному проектированию. Программа предполагает также овладение управленческими технологиями и технологиями информационного маркетинга. Магистры, подготовленные по данной программе, должны хорошо разбираться в организационно-производственной структуре концертных и театральных организаций, художественных галерей, продюсерских агентств (в соответствии со специализацией), задачах и особенностях функционирования творческого коллектива, знать законодательство в сфере культуры, искусства и шоу-бизнеса, уметь применять его в практической деятельности, быть знакомым с зарубежным опытом в области менеджмента некоммерческих культурных организаций (NGO). Обучающиеся должны овладеть методикой управленческой деятельности, быть подготовлены к планированию, организации и практической реализации культурных программ и продюсерских проектов.

Общие принципы организации менеджмента в сфере искусств. Особенности «театра» как общественного института на современном этапе, виды и типы театральных и концертных организаций (стационарный театр, передвижной, антреприза, студия и др.). Коммерческое и художественное в театральном процессе. Жизнь сцены и контрактный мир. Госдотация и антреприза в современном театральном деле. Исторические типы и формы театральных антреприз. Проблема рентабельности театрально-зрелищного предприятия. Организация (менеджмент) работы театрального предприятия. Планирование и финансовое обеспечение театральной деятельности. Социально-культурное планирование, проектирование и маркетинговый анализ деятельности театральных и концертных организаций. Репертуар и занятость. Спонсорство в театральном искусстве: от меценатов прошлого к современности. Прокатная площадка и прокатный план. Гастроли.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

 

523012  Арт- критика и журналистика

Данная программа уделяет особое внимание проблемам  освещения вопросов искусства и культуры в средствах массовой информации (СМИ), социальной функции СМИ, типологии СМИ, типологии текстов, психологии восприятия разных типов текстов, специфике арт-журналистских жанров (арт-рецензия, обзор художественной жизни, аналитический материал, творческий портрет, проблемный очерк, программа концерта, текст буклета и др.). Отдельный раздел программы посвящен функционированию СМИ в разных странах, методам и приемам современной зарубежной арт-журналистики.

Программа включает в себя также подготовку в области современных рекламных и PR-технологий в области арт-журналистики и предполагает изучение функций и моделей PR, современных методов исследования общественного мнения с учетом зарубежного опыта, а также организации деятельности PR-служб (подготовка рекламных текстов, пресс-релизов, организация и ведение пресс-конференций, брифингов). Важной составляющей курса является изучение риторики и культуры речевого общения. Овладение навыками редакционно-издательской деятельности, основами компьютерной верстки и графики.

Специальный раздел программы посвящен изучению основ законодательства  в области художественного творчества, авторского и смежных прав.

Магистры прошедшие подготовку по программе арт-критики и журналистики, должны быть подготовлены для работы в качестве арт-корреспондентов, и обозревателей в профильных изданиях по различным видам искусства в СМИ, в качестве авторов, редакторов и ведущих радио и телевизионных художественных программ. Магистр овладевает также системой знаний и навыков, позволяющих занимать различные должности в PR–службах арт-институтов, учреждений, творческих коллективов (театр, оркестр, балетная труппа и др.).

 

2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения программы специализированной подготовки магистра, и условия конкурсного отбора.

 

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 523000 Изящные искусства, 521800 – «Искусствоведение (История искусства)», 522500 – «Искусство (по видам)», 522800 – «Искусства и гуманитарные науки», 520100 – «Культурология», 520400 – «Философия», 520800-«История», зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

3. Общие требования к основной образовательной программе магистра по направлению 523000 Изящные искусства

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом . По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее – образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – специальные дисциплины;

цикл ФТД – факультативные дисциплины;

ИГА – итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ – дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ – специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ – научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ – итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным  образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 523000 Изящные искусства

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 523000 Изящные искусства

 

Итого часов подготовки бакалавра

8316

Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки

 

ДНМ.00

Дисциплины направления

1134

 

Федеральный компонент

700

ДНМ.01

Современные проблемы теории искусства

 

ДНМ.02

История и методология искусствознания

 

ДНМ.03

Компьютерные технологии в искусстве

 

 

Национально-региональный (вузовский) компонент

434

ДНМ.05

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)

 

ДНМ.06

Дисциплины по выбору студента

 

СДМ.00

Специальные дисциплины

Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы

900

СДМ.00

Дисциплины по выбору студента

300

НИРМ.00

Научно-исследовательская работа

 

НИРМ.00

Научно-исследовательская работа в семестре

 

НИРМ.00

Научно-исследовательская  практика в семестре

 

НИРМ.00

Научно-педагогическая практика

 

НИРМ.00

Подготовка магистерской диссертации

 

ИГАМ

 

Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация)

2 недели

 

Итого часов специализированной подготовки магистра

4068

 

Общий объём часов, включая подготовку бакалавра

12384

 

5. Срок реализации основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 523000 Изящные искусства

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:

образовательная программа подготовки бакалавра                    - 208 недель;

специализированная программа подготовки магистра                - 104 недели, из них:

·       теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую

работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы,

подготовку выпускной квалификационной работы,

а также экзаменационные сессии                                                             - 64 недели;  

·            практики:                                                                                            

из них:

научно-исследовательская и профессиональная                                     - 14 недель,

научно-педагогическая,                                                                       - 6 недель

 

·            итоговая государственная аттестация, включая защиту

выпускной квалификационной работы                                        - не менее 4 недель;

·            каникулы (включая 4 недели

последипломного отпуска)                                                          - не менее 16 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входит обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 523000 Изящные искусства.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного  образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы.

Научно-исследовательская часть программы должна содержать перечень задач, имеющих историческое, теоретическое, методологическое, практическое и прикладное значение для соответствующей отрасли знаний в области искусства; включать использование современных научных и образовательных технологий; активно использовать язык современной науки.

Магистр должен уметь:

q определять проблему,

q формулировать цели и задачи исследования,

q выдвигать и обосновывать исследовательские гипотезы;

q выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;

q разрабатывать план самостоятельной исследовательской деятельности;

q вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

q представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

·            изменить объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5 % при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

·            предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;

·            осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться высококвалифицированными педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися научно-исследовательской, научно-методической работой по данной дисциплине.

Преподаватели специальных дисциплин должны иметь ученую степень или ученое и почетное звание, опыт деятельности в профессиональной сфере в соответствующей области искусства, систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью.

Право на руководство подготовкой магистров предоставляется решением ученого совета высшего учебного заведения по представлению профилирующей кафедры.

6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Учебный процесс должен быть обеспечен необходимой документацией:

1                         учебным и рабочим планом, расписанием занятий;

2                         графиками прохождения практик;

3                         перечнем зачетов и экзаменов по всем дисциплинам;

4                         расписанием экзаменационных сессий;

5                         графиками защиты выпускных работ.

Дисциплины учебного плана должны быть обеспечены:

1                         учебными программами;

2                         учебниками, учебными пособиями;

3                         методическими разработками по всем видам занятий;

4                         аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Реализация основной образовательной программы специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам (учебной и научной литературы, периодических изданий по направлениям магистратуры).

Студенты должны иметь доступ к информационным базам данных, сетевым источникам информации.

6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

6.6. Требования к организации практик

Высшее учебное заведение, реализующее образовательную программу подготовки магистра по направлению Изящные искусства, должно

располагать долгосрочными договорами с организациями и учреждениями, на базе которых возможна организация и проведение самостоятельной научно-исследовательской работы соискателей магистерской степени;

иметь необходимые кадры, обладающие опытом практической работы в данных сферах;

иметь необходимое учебно-методическое обеспечение;

использовать материалы производственных практик в решении научно-исследовательских задач. Конкретное содержание практики определяется вузом.

7. Требования к уровню подготовки магистра

по направлению 523000 Изящные искусства

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 523000 Изящные искусства.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают:

·       навыки:

- владение самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

·       умения:

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и сдачу государственного экзамена по базовой специальной дисциплине, соответствующей проблемному полю подготовки.

Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

q основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

q программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников

Государственный аттестационный экзамен проводится в соответствии с программой, разработанной профильной кафедрой, утвержденной советом факультета,  и отвечающей требованиям УМО и дидактическими характеристикам проблемного поля подготовки магистров.

Формулировка вопросов, выносимых на экзамен, должна позволять выявлять уровень владения современными знаниями по изучаемой проблеме, умение самостоятельно мыслить, логически и доказательно выстраивать свой ответ.

Для проведения государственного экзамена создается Государственная аттестационная комиссия во главе с ведущим специалистом в области изучаемого предмета (как правило, доктором наук, профессором). Состав комиссии утверждается ректором высшего учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О С Т А В И Т Е Л И:

 

 

Председатель учебно-методического объединения

по классическому университетскому образованию

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова

академик РАН                                                                         В.А. Садовничий

 

Заместитель председателя учебно-методического объединения

по классическому университетскому образованию

Проректор МГУ им. М.В. Ломоносова

профессор                                                                                  А.М. Салецкий

 

Председатель УМС по направлению

523000 «Изящные искусства»,

профессор                                                                                А.П. Лободанов

 

С О Г Л А С О В А Н О:                      

 

 

Директор Департамента государственной

политики в сфере образования                                                     И.И.Калина

 

Начальник отдела

Программ и стандартов

профессионального образования                                                   Н.М. Розина


 

Рейтинг@Mail.ru