Ранее этот государственный стандарт имел номер 051100 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Вернуться к списку образовательных стандартов

051100

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

“УТВЕРЖДАЮ”

Первый заместитель Министра

В. Д. Шадриков

“____”   _________ 199 __ г.

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТРЕБОВАНИЯ

к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности 051100 “Дирижирование” (по видам)

 

 

- Оперно-симфоническое дирижирование

- Дирижирование академическим хором

- Дирижирование народным хором

 

 

 

Действует в качестве стандарта с даты утверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1997 г.

1. Общая характеристика специальности 051100 “Дирижирование” (по видам).

1.1. Специальность “Дирижирование” (по видам) утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. № 180.

1.2. Нормативная длительность обучения по данной специальности (все специализации и все формы обучения) — 5 лет на базе среднего специального музыкального образования. Основные квалификации: дирижер, художественный руководитель симфонического оркестра (оперно-симфоническое дирижирование); дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель (дирижирование академическим хором); руководитель народного хора (ансамбля), преподаватель (дирижирование народным хором).

1.3. Специалист должен быть подготовлен для творческой деятельности в сфере профессионального музыкального искусства как дирижер (руководитель) исполнительского коллектива (симфонического оркестра, академического хора, народного хора, фольклорного ансамбля) и преподаватель в рамках избранной специализации.

1.4. Целью обучения является подготовка специалиста высшей квалификации, имеющего общегуманитарные знания, широкое профессиональное развитие, владеющего всем комплексом знаний, навыков и умений, позволяющих самостоятельно решать проблемы интерпретации музыкальных произведений любых стилей и жанров академического музыкального искусства (музыкально-сценической интерпретации народно-песенных и авторских произведений), владеть современной методикой подготовки молодых музыкантов в учебном заведении,исполнительского исполнительского искусства) и может применить на практике свои знания и умения в качестве руководителя (дирижера) исполнительского коллектива (симфонического оркестра, академического (народного) хора, фольклорного ансамбля), преподавателя, методиста по фольклору.

 

  1. Требования к уровню подготовки выпускников, успешно завершивших обучение

по программе специальности 051100 “Дирижирование” (по видам).

2.1. Общие требования к образованности специалиста:

— знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать общие подходы этих наук применительно к тем или иным видам профессиональной и социальной деятельности;

— знает основы Конституции Российской Федерации, этические нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, способен учитывать их при решении педагогических проблем музыкального образования;

— владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в условиях развития искусства, педагогической науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта и анализу своих профессиональных возможностей, умеет приобретать новые знания на основе знакомства с литературой и передовым педагогическим опытом;

— способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

— владеет методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности;

— понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, актуальные проблемы музыкальной педагогики;

— осуществляет выбор художественно-исполнительского направления, способов и видов творческой деятельности, применяет современные информационные системы и образовательные технологии, использует художественный материал с учетом конкретной эпохи и взаимосвязи различных видов искусства, подбирая необходимые информационно-библиографические и дидактические научные источники;

— знаком с методами организационной деятельности, обладает высокой культурой общения в художественно-творческом процессе;

— имеет представление о физиологии и психологии человека, охране его здоровья, экологии природы, культуры и человека, обладает навыками и умениями в области физической культуры и духовного самосовершенствования;

— готов к работе дирижера (руководителя) исполнительского коллектива (оркестрового, хорового, ансамблевого);

— владеет техникой дирижирования, имеет навыки самостоятельной работы над партитурой, самостоятельной репетиционной работы;

— владеет техникой сценической постановки отобранного художественного материала исполнительским коллективом;

— умеет творчески использовать профессиональные знания в исполнительской и педагогической деятельности;

— владеет глубокими знаниями хоровой (симфонической) музыки разных стран, эпох, стилей и направлений, народной традиционной музыкальной культуры (хоровой, ансамблевой, сольной) (дирижирование народным хором).

 

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.

2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Специалист должен:

— иметь представление о научных, художественных и религиозных картинах мироздания, основных этапах становления и развития общественных формаций, государства в разные исторические эпохи, знать отечественную историю, ее важнейшие события, уметь анализировать общественно-политическую ситуацию в разных временных отрезках истории;

— иметь научное представление об основных эпохах в истории культуры и искусства и их хронологии, знать основные факты отечественной истории;

— понимать роль науки и искусства в развитии цивилизации, ориентироваться в современных социальных, экономических и культурологических проблемах;

— быть знакомым с важнейшими отраслями гуманитарного и социально-экономического знания, некоторыми ведущими научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

— понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

— знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

— уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

— быть знакомым с основными направлениями философской мысли, с важнейшими философскими школами, уметь определять принадлежность художественных, эстетических категорий в контексте философского учения, знать основные вехи истории философии, иметь представление об эстетических ценностях, этических нормах;

— знать условия развития личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

— знать составные части культуры, в том числе художественной, как нормативно-аккумулятивных и прогностических форм удовлетворения биосоциальных, эмоциональных, духовно-эстетических и духовно-религиозных потребностей в их взаимосвязях, общие закономерности художественного творчества и знаковой специфики отдельных искусств, главные исторические эпохи, направления, основные роды и жанры изобразительного искусства в контексте общей истории мировой и отечественной культуры, основные категории эстетики словесно-художественного творчества, особенности исторического взаимодействия музыки и словесного искусства как видов искусства с процессуально-временным формообразованием, основные жанры народного творчества;

— знать структуру строения личности, ее психологическую динамику, психические функции, их взаимосвязь и развитие, динамику развития человека от пренатального периода до смерти, механизмы развития личности, специфические особенности психологической динамики различных возрастов, психологические методы, теории образования и воспитания, методики и технологии, психологические принципы музыкально-педагогической работы, психологические особенности организации урока музыки как урока искусства;

— знать содержание ключевых педагогических понятий: воспитание, образование, обучение, педагогическая система, педагогическое явление, педагогический факт и педагогический опыт, общечеловеческие, конкретно-исторические и национальные ценности в воспитании, саморазвитие сущностных сил личности, индивид - личность - индивидуальность;

— знать физиологические, психолого-педагогические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения;

— знать цель, задачи, закономерности, принципы воспитания, концепции образования и обучения в современной дидактике, основные характеристики процесса обучения, формы, методы и средства обучения, формы и методы учета и оценки результатов учебной деятельности;

— знать историю становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний, развитие педагогических систем музыкального воспитания;

— знать развитие систем образования, в том числе, музыкального; развитие дидактических проблем в истории педагогики;

— уметь проектировать и планировать педагогическую деятельность, определять ведущие профессиональные задачи, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей;

— уметь анализировать различные педагогические концепции, выработать свой подход к различным концепциям содержания образования, отбирать и использовать в своей работе объективно целесообразные элементы передового педагогического опыта других учителей различных специальностей, трансформируя его в процессе обучения музыке;

— уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в стране и за рубежом, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

— владеть теоретическими основами экономических знаний;

— уметь разбираться в политический ситуации, анализировать события во внутренней и международной жизни страны, оценивать изменения в экономике и тенденции развития общества;

— знать основные положения законодательных актов, уметь использовать правовые, нормативные документы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности;

— свободно владеть государственным языком Российской Федерации — русским языком;

— знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

— владеть лексическим минимумом одного из основных иностранных языков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающем грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

— уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, уметь пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

— знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

— владеть практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья;

— иметь опыт использования физкультурно-спортивных навыков и умений для совершенствования своего здоровья и профессиональной деятельности;

— уметь преломлять знания, полученные в области гуманитарных наук, в своей музыкально-педагогической деятельности в специфических для нее формах.

 

  1. Требования по математическим и общим естественно-научным дисциплинам.

Специалист, базируясь на знаниях, полученных в образовательном учреждении среднего специального образования, должен иметь лишь общее представление о развитии математических и естественных наук, которое он получает в факультативных курсах.

 

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.

Специалист должен знать:

— историю музыки и основные этапы эволюции художественных стилей; законы гармонии и полифонии;

— принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;

— теоретические основы музыкального искусства, законы формообразования

— традиционную народную музыкальную культуру, ее жанровую и региональную специфику, формы бытования, художественные выразительные средства и приемы (дирижирование народным хором);

— древнерусское певческое искусство церковной письменной традиции, ее стилевые особенности и основные принципы мелодического и многоголосного распева (дирижирование народным хором).

Специалист должен понимать:

— роль и значение музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и духовном развитии личности, значение музыкально-художественного наследия прошлых веков для современности;

— социальную роль искусства и особенности его функционирования в современном обществе;

— значение и специфику процессов музыкального восприятия и мышления как основ художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;

— значение народного творчества в становлении и развитии музыкального искусства и художественно-творческой деятельности;

— логику музыкального формообразования и его взаимосвязь с приемами исполнительской интерпретации.

 

Специалист должен владеть навыками:

— гармонического анализа, использовать их в своей исполнительской, педагогической практике; уметь самостоятельно гармонизовать мелодию, делать переложения для различных составов (хоровых, инструментальных);

— целостного и детального слухового анализа многоголосной музыки гармонического и полифонического склада, определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей;

— использования музыковедческой (этномузыковедческой) литературы;

— пения (ансамблевого, сольного) без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля (дирижирование академическим, хором дирижирование народным хором);

— музыкально-теоретического, исполнительского и педагогического анализа музыкальной литературы;

— игры на фортепиано;

— сочинения дополнительных голосов при создании переложений и аранжировок для различных составов;

— целостного и детального слухового анализа многоголосной музыки гармонического и полифонического склада, определения на слух конкретных гармонических последовательностей и воспроизведения их по памяти (дирижирование народным хором).

— собирания, изучения, творческого освоения и сценического воплощения музыкального фольклора и пластов древнерусского певческого искусства (дирижирование народным хором).

2.2.4. Требования по специальным дисциплинам специальности

051100 "Дирижирование" (по видам).

Оперно-симфоническое дирижирование

Специалист должен знать:

— оперные, балетные, симфонические произведения, выдающиеся образцы мировой музыкальной классики и современности;

— основы оркестровки, общую классификацию инструментов;

— основы музыкальной акустики;

— выразительные возможности и технические особенности оркестровых музыкальных инструментов и наиболее употребительные приемы игры;

— особенности и порядок работы с певцами в музыкальном театре; вопросы технологии певческого искусства; классификацию голосов и их особенности.

Специалист должен понимать:

— процесс развития стиля оперного и балетного спектакля в различные исторические эпохи и в различных национальных школах;

— принципы объединения музыкальных средств выражения с декламационными, особенности певческих штрихов, работы с вокальным ансамблем.

Специалист должен владеть навыками:

— точного и профессионально грамотного раскрытия музыкально-драматургического замысла композитора;

— использования всех ранее полученных специальных, музыкально-теоретических и исторических знаний для анализа музыкальной драматургии, понимания стиля произведения, характера его исполнения;

— анализа оркестровых партитур сочинений, различных по содержанию, форме, стилю, фактуре, выявляющего практическое знание штрихов, приемов звукоизвлечения, артикуляции на разных инструментах;

— техники одновременного воспроизведения оркестровой партии голосом и движением руки (правой), имитирующей движение смычка;

— дирижирования закулисными хорами;

— оркестровки фортепианных пьес;

— проведения работы в сопровождении фортепиано, без участия певцов-солистов; исполнения необходимых для выступления и ориентировки хора реплик солистов;

— концертмейстерской работы на оперном материале;

— самостоятельного изучения хоровой партитуры;

— репетиционной работы, составления плана работы с хором, оркестром, солистами;

— согласования звучности оркестра со звучностью сцены, учитывая индивидуальные особенности вокальных данных солистов, их расположение на сценической площадке в ансамблевых и хоровых сценах.

 

Дирижирование академическим хором

Специалист должен знать:

— основы музыкально-теоретических дисциплин в объеме, необходимом для успешного решения задач творческого, учебного, научно-исследовательского и организационно-методического, просветительского характера;

— теоретические и практические основы техники дирижирования; теорию дирижерского искусства и историческое развитие стилей исполнения; основы хорового письма; особенности хорового исполнительства различных эпох, использования различных приемов хорового письма;

— классификацию певческих голосов, их тесситуры, диапазон, степень подвижности и выразительности; основы постановки и гигиены голоса; природу певческого дыхания; принципы орфоэпии в русском и основных европейских языках; методы овладения хоровыми партиями по горизонтали и вертикали; выразительные (художественные и технические) возможности сопровождающих хоровое исполнение музыкальных инструментов;

— методику работы с исполнительскими коллективами всех типов и видов (в зависимости от избранной специализации);

— принципы сотрудничества с авторами, режиссерами, солистами;

— дирижерскую этику;

— историю музыкальной педагогики и методику преподавания специальных хоровых дисциплин;

— современные достижения в области хоровой исполнительской культуры и музыкального образования;

— исполнительский и педагогический репертуар; специальную музыкальную, научную и учебно-методическую литературу;

— принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования информации и проведения научных исследований по специальности; практические вопросы редактирования и рецензирования текстов; организационно-управленческие и экономические аспекты деятельности хоровых коллективов и других музыкальных объединений и организаций.

Специалист должен понимать:

содержание, форму, стиль исполняемого музыкального произведения, уметь воссоздавать его художественную концепцию.

Специалист должен владеть навыками:

— техники хорового дирижирования и вокально-техническими навыками; ориентирования в многоголосном хоровом звучании;

— работы над дыханием, строем, ансамблем, нюансами, дикцией и артикуляцией;

— работы с хоровыми коллективами и солистами во всех жанрах хоровой музыки a cappella и с сопровождением, показывая необходимые исполнительские приемы и вырабатывая общий план исполнения;

— интерпретации произведений отечественной и зарубежной музыки от Средневековья до наших дней;

— обработки народных песен и различных музыкальных произведений для хорового исполнения;

— самостоятельной работы над репертуаром (чтения партитур, транспонирования и аранжировки музыкального материала), умелого певческого показа;

— исполнения на фортепиано хоровых партитур без сопровождения и с сопровождением, игры каденций и модуляций;

— распевания хора (ансамбля); пения реплик и партий в хоре (ансамбле); ведения репетиционной работы и составления концертных программ;

— точного контроля качества хорового звучания, устранения возможных дефектов строя и ансамбля;

— ориентирования во всем многообразии стилей и жанров хорового исполнительства; изучения и развития лучших традиций хоровых исполнительских школ, сочетая дирижерское мастерство с теоретическим осмыслением произведений;

— ведения музыкально-просветительской и критической деятельности; редактирования, реферирования и рецензирования текстов;

— планирования, организации и осуществления учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы; умения определять степень и глубину усвоения обучающимися учебного материала и прививать им навыки владения исполнительским мастерством;

— анализа обобщения и распространения передового опыта организации учебного процесса, учебно-методической, воспитательной и научной работы; ведения лекционной, музыкально-просветительской и критической деятельности;

— применения рациональных приемов поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической и научной литературе по профилю подготовки и смежным вопросам.

Дирижирование народным хором

Специалист должен знать:

— основы музыкально-теоретических дисциплин в объеме, необходимом для успешного решения задач творческого, учебного, научно-исследовательского и организационно-методического, просветительского характера;

— теоретические и практические основы техники дирижирования, специфику разносторонней деятельности руководителя народно-певческого коллектива, основные исполнительские стили и их эволюцию; основные приемы хорового письма и их использование в авторских сочинениях и обработках народных песен;

— теоретические и методические основы народного певческого искусства;

— законы традиционной народно-песенной культуры как специфической исполнительско-творческой системы различных жанров и региональных стилей (музыкально-певческих диалектов);

— классификацию народных певческих голосов, особенности народной (открытой, речевой) манеры пения и способы ее достижения на основе соединения регистров;

— основы постановки и гигиена голоса, виды певческого дыхания, правила орфоэпии и особенности основных русских речевых диалектов; методы овладения хоровыми партиями по горизонтали и вертикали;

— выразительные и технические (диапазоны, регистры) возможности народных певческих голосов и сопровождающих их народных музыкальных инструментов;

— методику работы с народно-певческими (хоровыми, ансамблевыми) коллективами всех типов и видов;

— принципы творческого сотрудничества с авторами музыки и текста, постановщиками-режиссерами, хореографами, солистами;

—профессиональную этику руководителя и дирижера коллектива;

— историю музыкальной педагогики и методику преподавания специальных дисциплин народно-певческого профиля;

— современные достижения в области народно-певческой (хоровой и ансамблевой) исполнительской практики и музыкального образования;

— историю и теорию народно-певческого исполнительства в различных видах (хоровой, ансамблевой, сольной);

— современный исполнительский и педагогический (авторский и народно-песенный) репертуар;

специальную этномузыковедческую, этнографическую, культурологическую и учебно-методическую литературу;

— принципы и способы сбора, систематизации, анализа, обобщения и использования информации с целью проведения научных исследований по специальности; практические вопросы редактирования и рецензирования текстов; организационно-управленческие и экономические аспекты деятельности народно-певческих коллективов, образовательных учреждений и организаций.

Специалист должен понимать:

— диалектический характер народного песнетворчества;

— синкретизм народно-песенного искусства;

— сущность исполнительского и педагогического фольклоризма;

— ведущее значение эмоционально-образной сферы при воссоздании художественного (авторского и народно-песенного) материала;

— комплексный характер творческой исполнительско-педагогической деятельности руководителя народно-певческого коллектива;

— взаимосвязь двух ветвей древнерусского певческого искусства: народно-песенной и церковно-певческой;

— определение "народно-певческий коллектив" как один из типов вокального исполнительства на народно-песенной основе, отражающий специфику традиционной народной музыкальной культуры в сфере вокального искусства на основе сложившейся школы народного пения;

— содержательную, формообразующую и стилевую стороны концертно-воплощаемого авторского и народно-песенного произведения.

Специалист должен владеть навыками:

— техники хорового дирижирования, профессионального народного пения с применением различных типов интонирования, артикулирования и фонетически точного воспроизведения образцов диалектного пения;

— работы над дыханием, строем, ансамблем, нюансами, дикцией и речевой артикуляцией;

— управления над процессом многоголосного звучания, устранения возможных дефектов строя и ансамбля;

— многоголосного распева народной песни "на голоса", импровизации мелодических вариантов напева на основе ладово-ритмического и фактурного инварианта;

— творческой работы над осваиваемыми произведениями, создания обработок народно-песенного материала, аранжировок и переложений авторских и фольклорных произведений для различных исполнительских составов (профессиональных, самодеятельных, учебных; смешанных, однородных, детских и взрослых);

— исполнения на фортепиано хоровых партитур без сопровождения и с сопровождением, чтения партитур с листа, их транспонирования, игры каденций и модуляций;

— распевания хора (ансамбля), работы с ним a'cappella и с сопровождением, с показом необходимых вокально-технических приемов и реализацией общего исполнительского плана;

— сценической интерпретации авторских и народно-песенных произведений различных временных и стилевых пластов;

— ведения репетиционной работы с умелым певческим показом, владением приемами народной хореографии, постановочной работы и игры на простейших народных инструментах;

— ансамблирования в различных по составу певческих группах, пения реплик и партий в хоре (ансамбле);

— составления концертных программ с учетом имеющегося в народно-певческом исполнительстве опыта.

Специалист должен уметь:

— ориентироваться во всем многообразии стилей, направлений и жанров народно-певческого исполнительского искусства, развивать лучшие исполнительские традиции;

— осуществлять музыкально-просветительскую и критеческую деятельности с использованием редактирования, реферирования и рецензирования текстов;

— планировать, организовывать и проводить учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу; определять степень и глубину усвоения обучающимися учебного материала;

— анализировать, обобщать и распространять передовой опыт учебно-методической, воспитательной, художественно-творческой и научной работы;

— использовать рациональные приемы поиска, отбора, систематизации и использования информации;

— оперировать новыми данными, содержащимися в специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам.

 

3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы

по специальности 051100 “Дирижирование” (по видам).

 

ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1480 часов* .

ГСЭ.01 ФИЛОСОФИЯ, ЭСТЕТИКА.

Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; человек в информационно-техническом мире; проблемы и перспективы современной цивилизации.

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личности.

ГСЭ.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (340 часов)

Изучение лексико-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической и диалогической), овладение лексико-грамматическим минимумом; курс аннотирования специальной музыкальной литературы, курс перевода текстов по специальности и т.п.

 

ГСЭ.03 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.

История мировой культуры ; история культуры России; охрана и использование культурного наследия. Искусство Древнего мира, Средневековья, Ренессанса и Нового времени; мировое искусство XIX-XX века: направления и стили; тенденции и перспективы развития современной художественной культуры.

ГСЭ.04 ИСТОРИЯ.

Сущность, формы, функции исторического сознания; типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; становление цивилизации в русских землях; формирование основ национальных государств в Западной Европе; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; образование Московского государства; Россия в XV-XVII вв.; особенности российской модернизации в XVIII веке на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в ХIX веке; место ХХ века во всемирно-историческом процессе; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и в других регионах мира.

ГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (210 часов).

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

ГСЭ.06 ПРАВО

Основы законодательства и права. Право, личность и общество; структура права и его действия; конституционная основа правовой системы; частное право; сравнительное правоведение.

ГСЭ.07 ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА.

Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека. Личность в деятельности и общении; познавательные процессы и эмоциональная сфера личности; индивидуально-психологические особенности личности; формирование художественных способностей; возрастная и педагогическая психология. Психология искусства: психологические предпосылки искусствоведения, музыковедения; психологические законы воздействия искусства на человека; психология художественного творчества; проблемы восприятия искусства.

Педагогика: основы педагогики (предмет, задачи и методология); педагогическая профессия, требования к личности учителя; возрастная периодизация в педагогике; основы теории воспитания; основы теории образования; искусство педагогического общения; педагогика сотрудничества; проблемы художественного воспитания; художественное творчество и ребенок; индивидуальная художественно-творческая работа с детьми; семейное воспитание и семейная педагогика.

ГСЭ.08 ЭКОНОМИКА.

Предмет экономической науки; введение в экономику: основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора; основы понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; структура бизнеса, регулирование и дерегулирование; сравнительные экономические системы.

ГСЭ.09 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА,

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) (210 часов).

 

ЕН.ОО Математические и общие естественно-научные дисциплины.

Изучение математических и общих естественно-научных дисциплин предусматривается в виде факультативных курсов.

 

ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 2700 часов.

ОПД.01 СОЛЬФЕДЖИО.

Всестороннее развитие слуха на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западно-европейского романтизма, русской музыкальной классики ХIХ — начала ХХ века, современных композиторов; освоение комплекса средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение; изучение сольной вокальной и хоровой музыки различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, диктант, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами).

ОПД.02 ГАРМОНИЯ.

“Гармония” как категория эстетики и как музыкальный термин; принципы звуковысотной организации музыкальной ткани; взаимодействие временных и пространственных факторов в музыке: гармония и ритм, гармония и форма; функциональная система мажоро-минора и особых диатонических ладов. Практические упражнения на гармонизацию заданного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии и самостоятельных периодов; построение на фортепиано всех изучаемых элементов гармонического языка; игра на фортепиано построений с предписанным модуляционным планом. Анализ гармонии и специфики связей гармонии с метро-ритмом в музыкальных произведениях различных стилей и жанров; исторические типы звуковысотной организации: модальность, тональность, полярность. Матричный анализ как способ выявления заложенной в народно-песенном источнике расчлененности музыкального формообразующего процесса на мелодико-гармонические фазы. Создание учебного сочинения в процессе гармонизации мелодии на основе метода матричного анализа.

ОПД.03 АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Знакомство с основами теории музыкального формообразования и главными этапами истории музыкальных форм; представления о закономерностях развития музыкального языка. Тема и принципы тематического развития; функции частей в музыкальной форме. Классификация форм: полифонические формы; строфические и сквозные формы; сложные и контрастно-составные формы; рондо и рондообразные формы; сонатная форма; циклические и оперные формы. Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Жанровая система музыки. Синтетические и синкретические формы взаимодействия музыки и слова: музыкальная и речевая интонация; музыка и поэтический текст.

Песенный фольклор различных региональных стилей, обработки народных песен и произведения современных авторов, формообразование в фольклорных образцах; синтаксис музыкальной речи и проблема фразировки (0511.03).

ОПД.04 ПОЛИФОНИЯ (Оперно-симфоническое дирижирование).

Принципы полифонического письма в их историческом развитии от Средневековья до современности; понятие “строгого” и “свободного” стиля в полифонии; контрапунктическая техника. Система полифонических форм и жанров; полифония как фактор развития в классических гомофонных формах; новые формы полифонического письма в творчестве композиторов ХХ века (микрополифония, сверхмногоголосие и др.).

ОПД.05 ИСТОРИЯ МУЗЫКИ (зарубежная, отечественная, современная).

История отечественной и зарубежной музыки: музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее; музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр); музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции — разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания; Новое время и музыка (ХVII — первая половина XVIII вв.) — развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение; музыка в эпоху Просвещения — философские идеи и музыка, музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции; ХIХ век — Западноевропейская музыка и музыкальная культура России, влияние французской революции на развитие музыкальной культуры, стилевые особенности музыки ХIХ века; ХХ век — противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства.

Важнейшие тенденции, направления, композиторские техники в музыке ХХ века: серийность и сериализм, модальная техника, конкретная и электронная музыка, алеаторика, сонористика, полистилистика, интуитивная музыка, инструментальный театр, минимализм, китч, экстремальная музыка, концептуализм и др. Знакомство с произведениями и композиторами последнего времени, осмысление эстетики и выразительных средств новейшей музыки.

Исследование истории музыки как части истории культуры; знание важнейших концепций музыкальной историографии в контексте философии истории, всеобщей историографии, историологии. Комплексный подход к исторической типологии музыкальной деятельности: фольклор, популярная музыка, профессионализм устной традиции, опусная (композиторская) музыка, высокое (индивидуальное) музыкальное искусство в письменной и устной сферах, авангард и неоавангард как особый онтологический феномен в культуре. Анализ различных исторических типов музыкальной культуры от Древности и Средневековья до ХХ века на материале музыкальных произведений, учений, пособий и трактатов по исполнительству, композиции и навыкам импровизации, а также исторических документов, в том числе образцов эстетико-философской и композиционно-теоретической самоинтерпретации композиторского творчества (для специализации Оперно-симфоническое дирижирование).

 

ОПД.06 ФОРТЕПИАНО.

Развитие навыков игры на фортепиано; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями по избранной специализации; приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать данные навыки для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

ОПД.07 НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (Дирижирование академическим хором,

Дирижирование народным хором).

Современное состояние народного творчества как научно-теоретической дисциплины и области исполнительства. Особенности фольклора и его основные признаки; классификация произведений русского народного творчества, вокально-хоровой и инструментальной музыки; художественно-образная сущность песен; композиционно-выразительные закономерности поэтического текста и музыки (структура, формообразование, ритмика напевов, мелодика и ладовая организация русских народных песен, многоголосный склад) и стилевые особенности перечисленных компонентов в различных региональных традициях; характеристика сборников народных песен.

ОПД.08 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА,

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) (210 часов).

 

 

СД.00 Специальные дисциплины по специальности 051100 (по видам) 4507 часов

Оперно-симфоническое дирижирование

СД.01 ДИРИЖИРОВАНИЕ.

Практическое освоение симфонического, оперного, балетного, камерного репертуара, относящегося к различным национальным школам и различным периодам истории музыки; совершенствование мануальной техники; усвоение методики исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе; изучение специальной учебно-педагогической литературы по вопросам техники дирижирования, исполнительской интерпретации; творческое сотрудничество дирижера с режиссером, балетмейстером, певцом, солистом-инструменталистом.

СД.02 ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ.

Углубленное изучение всего инструментария современного оркестра, тембровых качеств и технических возможностей различных музыкальных инструментов. Знакомство с особенностями исполнительской техники на струнных, духовых и ударно-колористических инструментах (штрихи, аппликатура, особые приемы звукоизвлечения).

СД.03 ИНСТРУМЕНТОВКА.

Практический курс, направленный на формирование представлений об оркестровом мышлении как о важнейшей составляющей композиторского стиля. Развитие навыков переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, малого и большого симфонического). Знакомство с различными системами записи партитуры, свойственными музыке разных исторических периодов.

СД.04 ЧТЕНИЕ СИМФОНИЧЕСКИХ ПАРТИТУР.

Умение свободно ориентироваться в партитуре любой степени сложности; навыки чтения с листа, приобретенные на занятиях по курсу фортепиано, дополняются здесь практикой оптимального редуцирования многоголосной оркестровой фактуры применительно к возможностям фортепиано; расшифровкой записи цифрованного баса, озвучиванием партий транспонирующих инструментов. Грамотное чтение партитуры является изначальным условием профессиональной подготовки дирижера к исполнению музыки.

СД.05 ИСТОРИЯ ОРКЕСТРОВЫХ СТИЛЕЙ.

Лекционный курс, призванный в совокупности с практическим курсом инструментовки выстроить общую картину исторического развития оркестровой музыки. Рассмотрение эстетической категории “стиль” через призму оркестровой техники производится на разных уровнях: стиль эпохи, стиль национальной школы, индивидуальный стиль композитора.

СД.06 ОПЕРНАЯ ПРАКТИКА.

Подготовка студента-дирижера к работе над постановкой оперного спектакля. Изучение специфики вокального интонирования (сольного, ансамблевого, хорового). Знакомство с основами театральной режиссуры, техники сценического движения. Практика репетиционной работы с солистами, хором, подготовка и проведение репетиций. Дирижерская редакция оперной партитуры, осуществляемая сообразно задачам сценического воплощения спектакля.

СД.07 РАБОТА С ОРКЕСТРОМ.

Завершающий этап работы по подготовке к исполнению музыкальных произведений (предварительным этапом работы является дирижирование в классе с участием пианистов-концертмейстеров, исполняющих клавирное переложение сочинения). Работа с оркестром выдвигает на первый план следующие задачи: звуковой баланс оркестровых групп; корректировка звуковысотной интонации; фразировка в сольных эпизодах; ауфтакт, отвечающий особенностям атаки различных инструментов оркестра; разметка штрихов в группе струнных инструментов. Конечной целью работы с оркестром является художественно полноценное исполнение музыки, демонстрирующее зрелость и осмысленность дирижерской интерпретации.

СД.08 ТЕХНИКА ИГРЫ НА СТРУННЫХ И ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Практическое знакомство с основными инструментами симфонического оркестра, целью которого является постижение природы инструмента, его выразительных возможностей. Основы амбушюрной техники и аппликатуры на духовых инструментах, штрихов и аппликатуры на струнных инструментах. Особые приемы звукоизвлечения на духовых и струнных инструментах.

СД.09 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА,

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) (210 часов).

 

 

Дирижирование академическим хором

СД.01 ДИРИЖИРОВАНИЕ.

Управление ансамблем двух концертмейстеров, исполняющих произведения различных исторических эпох, стилей, национальных школ (включая произведения на фольклорной основе), охватывающих хоровую литературу в области формы, жанра и фактуры изложения в полном объеме; мануальное совершенствование на основе логики звуковедения; свободное (наизусть), достоверное и художественно-выразительное исполнение на фортепиано и голосом (сольфеджио и с текстом) любого фрагмента хоровой партитуры как по горизонтали, так и по вертикали, транспонирование произведения в заданную тональность; артистизм интерпретации; изучение и практическое ознакомление со специальной и учебно-педагогической литературой, исследовательская работа по вопросам хоровой культуры.

СД.02 ЧТЕНИЕ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР.

Формирование навыка самостоятельной работы с репертуаром; достоверная интерпретация партитур (a cappella и с сопровождением) на фортепиано и голосом (горизонталь и вертикаль), чтение с листа, оперативная аналитическая проработка формы, фактуры, вокально-хоровых особенностей с целью выявления содержательной основы произведения, транспонирование как возможность выбора необходимых условий в репетиционном процессе.

СД.03 ХОРОВОЙ КЛАСС.

Систематическая репетиционная и концертно-исполнительская деятельность хора студентов под руководством ведущих мастеров кафедры на уровне, определяющем перспективу самостоятельной профессиональной работы выпускников; работа над репертуаром различных эпох и стилей (a cappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов; суммирование аналитического, интуитивного, эвристического методов, всех знаний и умений, получаемых студентами.

СД.04 ИСТОРИЯ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ.

Зарубежная, русская, современная отечественная хоровая музыка разных стилей и направлений, народно-песенное творчество; важнейшие события в жизни хорового искусства; расширение специального музыкального кругозора с целью воспитания навыков составления репертуара и программ для хорового коллектива.

СД.05 СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ.

Понятие о работе голосового аппарата в пении, профилактике и охране голоса. Принципы подбора репертуара; методические установки при обучении пению; изучение вокальных упражнений и попевок; выравнивание голоса на всем протяжении диапазона, сглаживание регистровых переходов; изучение музыкальных произведений разных стилей.

СД.06 ХОРОВЕДЕНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ.

Аналитическое суммирование круга вопросов, обобщающих навыки и умения, приобретенные в цикле практических спецдисциплин; исторический обзор, современное состояние хоровых структур, логика их организации, деятельность хоровых коллективов как совокупность приемов теоретического и практического освоения художественной реальности; средства достижения хоровой выразительности.

Хоровое исполнительство от древности до наших дней; понятие “хор”, типы и виды хора, хоровые партии и составляющие их голоса, строй и ансамбль как эстетические категории, вопросы вокальной техники, хоровая дикция, орфоэпия, артикуляция; личность руководителя хора; приемы работы над партитурой; организационные вопросы внутренней жизни хора и его концертная деятельность; репертуар как барометр жизнедеятельности хорового коллектива; организационные формы проведения певческих праздников, фестивалей, смотров и конкурсов; организация работы различных типов хоровых коллективов; выдающиеся хоровые коллективы и их дирижеры.

СД.07 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Значение технической подготовки в дирижерской деятельности; технологические и физиологические основы дирижерских движений; дирижерский аппарат; структура дирижерского жеста; использование подготовительных упражнений в развитии основных элементов дирижерской техники; звуковедение и фразировка. Систематизация полученных в процессе профессионального обучения теоретических знаний и практических навыков.

СД.08 ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА.

Переложение хоровых партитур для различных составов, практические задания по переложению хоров всех типов и видов, изложенных в разнообразной фактуре (гомофонно-гармоническая, полифоническая и т.д.), профессиональное оформление рукописи.

Составление хоровых партитур на основе аккомпанемента при использовании вокальных произведений с сопровождением различных эпох, стилей и художественных методов, типов фактуры (аккорды, фигурации, подголосочная полифония и т.д.).

Создание обработок для хора a cappella с учетом стиля обрабатываемого материала.

СД.09 ПРАКТИКА (исполнительская, педагогическая).

Воспитание самостоятельности в поисках наиболее рациональных приемов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося; планирование и организация занятий; педагогический репертуар и принципы его подбора (идейно-художественная ценность, последовательность и целесообразность, доступность, индивидуальный подход).

Подготовка и публичное исполнение с хором отдельных произведений и концертных программ (a cappella и с сопровождением), в которых демонстрируются чистота интонирования (строй), необходимый звуковой баланс (ансамбль), верная нюансировка и агогика, четкая дикция и на этой основе – художественно-выразительная интерпретация, зрелость и осмысленность в использовании всех исполнительских средств.

СД.10 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА,

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) (210 часов)

 

 

 

 

 

Дирижирование народным хором

СД.01 ДИРИЖИРОВАНИЕ.

Взаимосвязь и взаимовлияние дирижерского жеста и звучания произведения. Освоение профессиональных навыков дирижирования, управления вокальным ансамблем и учебным хоровым коллективом. Овладение приемами работы с метрономом и камертоном. Воспитание навыков игры партитуры на фортепиано, пения голосов по горизонтали и вертикали, использования фонограмм. Музыкально-теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ изучаемого произведения.

СД.02. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС.

Подготовка дипломной концертной программы с учетом комплексного характера воплощаемого материала (жанрово-стилистического, сценического, тематического). Создание сцен-композиций по материалам подлинных народных музыкально-поэтических, сценографических, аудио и видеозаписей, нотографических и библиографических источников. Определение хормейстерских задач и путей их реализации при работе над вокально-певческим, хореографическим, режиссерским и сценографическим воплощением конкретных музыкальных композиций.

Умение формировать репертуар коллектива на основе отбора материала и его творческой переработки; составлять концертную программу с использованием различных форм сценического воплощения музыкального материала.

СД.03. ХОРОВОЙ КЛАСС.

Изучение и творческое освоение авторских произведений (оригинальных и обработок) для народно-певческих составов; овладение приемами сценической интерпретации народно-песенного и авторского материала, навыками режиссуры и сценографии, воспитание народно-певческой культуры при исполнении произведений (a'cappella и с сопровождением); формирование высокого художественного вкуса в подборе и исполнении репертуара. Создание студенческого хорового коллектива высокого исполнительского уровня, определяющего перспективу самостоятельной профессиональной работы выпускников. Выработка единой манеры звукообразования, специальных слуховых, вокальных, исполнительских навыков; усвоение своеобразных приемов народного пения, особенностей основных областных (стилевых) певческих манер; развитие вокального слуха, певческого голоса и навыков вокально-хорового исполнения; систематизация и закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе изучения ряда специальных дисциплин. Ознакомление с организацией репетиционно-концертной деятельности коллектива. Исполнение концертной программы - итог работы хорового класса, его "концертная форма" и "творческий ритм".

СД.04. НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Овладение теоретическими знаниями законов русского фольклора как особого типа художественной культуры устной традиции, обладающей самобытной жанровой и стилевой системой региональных исполнительских и этнографических комплексов. Познание особенностей народно-песенной речи, ритмической и ладовой структур, закономерностей формообразования на основе слухового восприятия аутентичных записей фольклора в условиях аудиторных и практических (экспедиционных) занятий. Темброво-интонационное и стилевое многообразие музыкального фольклора, характерные приемы исполнения. Специфика функционирования жанров музыкального фольклора. Роль обрядов в жизненном и календарном циклах. Овладение комплексным теоретическим анализом народно-песенного материала. История собирания русского песенного фольклора, народного инструментария. Изучение древнерусских церковно-певческих распевов. Знакомство с русской народной инструментальной музыкой (возможно овладение каким-либо русским народным инструментом). Изучение этномузыковедческой специальной литературы и сборников народно-песенных образцов. Анализ современного состояния народного творчества как научно-теоретической дисциплины в области исполнительского фольклоризма.

СД.05. НАРОДНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ СТИЛИ.

Изучение народных песенных традиций (стилей) различных регионов России: историко-географический и этнокультурный анализ. Определение взаимовлияния и взаимопроникновения различных народно-певческих стилевых культур. Изучение и овладение специфическими приемами народного пения различных регионов России, сольной и ансамблевой исполнительской традиций. Творческое использование особенностей местных песенных традиций в практической деятельности (исполнительской и хормейстерской).

СД.06. МЕТОДИКА СОБИРАНИЯ И РАСШИФРОВКИ ЗАПИСЕЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ.

Организация фольклорно-экспедиционной работы; овладение методами фиксации музыкального, поэтического и сопутствующего материала в полевых условиях; правила оформления собранного материала, составление письменного отчета и описей звукозаписей; организация и формы экспедиционной работы; особенности подготовительного периода. Обработка собранного материала, правила структурного нотирования и аналитического разбора фольклорных записей. Использование собранных и расшифрованных материалов в специальных курсах хоровой аранжировки, хорового класса и дипломного реферата.

СД.07. ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА.

Значение аранжировки в деятельности руководителя и хормейстера народно-певческого коллектива. Основные этапы и приемы творческой деятельности по созданию аранжировок, различные их виды, формы и стили. Воспитание художественного вкуса руководителя в процессе отбора и творческого преломления народно-песенного материала, освоение приемов хорового письма. Выработка навыков импровизационного многоголосного распева народной песни с использованием метода слухового восприятия и анализа осваиваемых образцов. Овладение приемами музыкально-поэтического редактирования фольклорных записей для их практического исполнения. Способы и приемы переложения народно-песенных партитур с учетом специфики их строения; переложение авторских произведений a'cappella и с сопровождением на различные исполнительские составы. Основные разновидности обработки народно-песенных и инструментальных образцов. Возможности современных технических средств в создании обработок.

СД.08 ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Художественно-образный, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведений древнерусского и современного пластов хоровой культуры. Развитие многоголосного хорового пения в системе русского знаменного распева и внекультовых псалмов и кантов. История русского народно-певческого исполнительского искусства, отражающая становление основных жанров песенного фольклора и носителей певческой традиции. Характеристика современного репертуара народно-певческих коллективов (хоров и ансамблей), принадлежащих к различным художественно-творческим направлениям. Жанровая классификация источники пополнения и принципы формирования репертуара. Неофольклоризм как современное переосмысление фольклора в оригинальных сочинениях для народно-певческих исполнительских составов. Анализ репертуара народно-певческих коллективов, принципы сценического воплощения народно-песенного и авторского материала, особенностей построения концертных программ.

СД.09 ЧТЕНИЕ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР.

Исполнение на фортепиано различных партитур (академических, народно-песенных) с передачей особенностей хорового звучания, цезур, связанных с вокально-хоровым дыханием и фразировкой; пение голосов по горизонтали (сольфеджируя и со словами) с одновременной игрой остальных голосов на фортепиано; транспонирование произведения a'cappella в заданную тональность; чтение с листа произведений для различных составов a'cappella и с сопровождением; анализ осваиваемых партитур в отношении жанровой и стилевой принадлежности, ладово-метрической организации, вокально-хоровой структуры (тесситура, диапазон голосов, тип фактуры). Нахождение наиболее удобных приемов для исполнения партитуры с передачей ее художественно-образного строя.

СД.10 СОЛЬНОЕ И АНСАМБЛЕВОЕ ПЕНИЕ.

Овладение народной манерой пения (открытым способом звукообразования, речевым приемом звуковедения с приоритетом смысловой интонации, соединением регистров на основе использования акустических возможностей естественных резонаторов). Освоение исполнительских приемов, свойственных местным певческим диалектам и авторской музыке. Развитие творческих способностей посредством овладения импровизацией, исполнительским артистизмом через постижение драматургии песни и раскрытие ее художественного образа. Выработка навыков ансамблирования в условиях различных певческих составов. Художественная имитация особенностей певческих стилей. Самостоятельное освоение партитур и их сценическое воплощение; развитие вокального слуха, музыкальной памяти и интонационно-ладового мышления.

 

СД.11. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С НАРОДНЫМ ХОРОМ.

Изучение специфики народного хорового исполнительства, его жанровых особенностей и разновидностей. Основные типы и виды хоровых коллективов, их вокально-хоровая структура. Характеристика народных певческих голосов, их тесситурное несоответствие в народно-певческом ансамбле (хоре) вследствие ведущей роли функций голосов. Основные элементы хоровой звучности. Организация народного хора, выбор художественно-исполнительского направления, проведение репетиционной работы (основные приемы работы над партитурой) и осуществление концертной деятельности. Анализ деятельности современных народно-певческих коллективов.

СД.12. РЕЖИССУРА НАРОДНОЙ ПЕСНИ.

Овладение словесным действием в ходе раскрытия драматургии песни. Освоение техники речи (дикция), основ орфоэпии (законы произношения гласных, согласных и ударений в слове), правил логического чтения. Приемы работы над текстом песни (выявление предлагаемых обстоятельств, темы, идеи, драматургии). Освоение элементов народного театра в ходе постановочной работы на хоровом классе. Овладение элементами актерского и режиссерского мастерства. Составление сценария концертного выступления (формы сценического воплощения песенного фольклора, оформление сцены, внешний облик исполнителей, мизансцены). Освоение навыков перевоплощения (по системе К. Станиславского).

СД.13. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ.

Освоение основных элементов народного танца и системы тренировочных упражнений для развития хореографических навыков и пластики танцевальных движений. Изучение областных (региональных) особенностей русских народных танцев, выработка умений импровизировать в рамках изучаемой традиции. Овладение способами фиксации народной хореографии, навыками постановочной работы на хоровых и ансамблевых занятиях. Творческое использование особенностей традиционной народной хореографической культуры при создании концертных вариантов вокально-хореографических композиций.

СД.14. ПРАКТИКА ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЫ.

Комплексный анализ произведения в ходе его подготовки к работе с народным хором. Овладение умением распеть хоровой коллектив и последовательно разучить выбранное произведение, осуществить его сценическую постановку и концертное воплощение. Овладение приемами раскрытия художественного образа и стилистических закономерностей произведения, музыкальной фразировкой, динамическими и агогическими приемами.

СД.15. ПРАКТИКА.

Педагогическая. Умение решать педагогические и исполнительские проблемы на основе индивидуального подхода к личности исполнителя и знаний в области музыкальной педагогики, общей и возрастной психологии. Навыки планирования и организации учебных творческих занятий, подбора концертно-педагогического репертуара. Овладение приемами педагогического и исполнительского мастерства.

Исполнительская. Создание художественного образа в процессе собственной интерпретации определенного произведения. Овладение вариантной множественностью исполнения с использованием различных приемов артикуляции и импровизации.

СД.16. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.

Проведение фольклорно-экспедиционной работы в полевых условиях. Аудио-, видеозапись выявленного традиционного народно-песенного материала с письменной фиксацией поэтического текста. Проведение анкетного опроса исполнителей.

СД.17 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА,

УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) (210 часов)

 

 

ДП. 00. Дополнительные виды подготовки (Гражданская оборона) ( 70 часов)

 

Ф.00. Факультативы (210 часов)

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051100 №ДИРИЖИРОВАНИЕ" (ПО ВИДАМ)

 

 

Оперно-симфоническое дирижирование

— Дирижирование концертной программой в исполнении симфонического оркестра.

— Дирижирование спектаклем в оперном театре или оперной студии.

— Педагогическая подготовка.

 

 

Дирижирование академическим хором

— Дирижирование концертной программой в исполнении хора.

— Педагогическая подготовка.

 

 

Дирижирование народным хором

— Дирижирование концертной программой в исполнении хора.

— Работа с народно-певческим коллективом.

— Педагогическая подготовка.

 

 

 

 

Общая продолжительность теоретического и практического обучения 9072 часа

 

 

 

Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:

Теоретическое обучение (включая

экзаменационные сессии) и практика 168 недель

Итоговая аттестация 2 недели

Каникулы 46 недель

ИТОГО 216 недель

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Вуз имеет право:

1.1. Уменьшать объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 15 % при сохранении обязательного минимума содержания дисциплин, а также увеличивать этот объем в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студента.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам каждого цикла (кроме иностранного языка), реализовывать дисциплины в своих учебных планах в рамках нескольких курсов, а также объединять несколько дисциплин в один курс при условии сохранения общего объема часов данного цикла в пределах, обозначенных в п.1.1. примечаний и реализации обязательного минимума содержания дисциплин.

1.3. Осуществлять преподавание дисциплин любого из циклов в форме авторских курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также творческие и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалификационное освоение студентами тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем данной специальности.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы не должен превышать 54 часов в неделю. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации специалиста определяются вузом, при этом они должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение М.А.Овчинников

по музыкальному образованию

С.М.Колобков

 

 

 

Управление гуманитарного образования и развития личности В.В.Сериков

 

 

Управление образовательных стандартов и программ Г.К.Шестаков

Рейтинг@Mail.ru