Ранее этот государственный стандарт имел номер 050300 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Вернуться к списку образовательных стандартов

Министерство образования Российской Федерации

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

 

___________________Л.С.Гребнев

 

11.02.2003

дата

 

Номер государственной регистрации

 

550 иск/сп

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Специальность: 050300 «Технология художественного оформления спектакля»

 

 

Квалификации: художник-технолог сцены,

                            художник-технолог театра кукол;

                         художник-технолог по сценическому костюму

 

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

Москва 2002

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050300 «Технология художественного оформления спектакля»

 

1.1 Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 г. № 181.

1.2 Квалификации выпускников по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин:

Художник-технолог сцены,

Художник-технолог театра кукол,

Художник-технолог по сценическому костюму.

1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» - 5 лет.

1.4. Квалификационные характеристики выпускников

Технология художественного оформления спектакля – совокупность методов, приемов, создания внешней художественно-образной формы спектакля (концерта, представления).

1.4.1. Художник-технолог сцены разрабатывает   самостоятельно и/ или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по костюмам. Создает проекты гастрольных вариантов оформления спектаклей текущего репертуара. Следит за соответствием воплощения замыслу художника-постановщика и художника по костюму, а также художника по свету при постановке спектакля (концерта, представления); использует при оформлении спектаклей (концертов, представлений) новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений), а также обеспечивающими все материально-технические компоненты их проведения; проводит монтировочные репетиции.

1.4.2. Художник-технолог театра кукол разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика в театре кукол; использует при оформлении спектаклей в театре кукол новейшие достижения в области театрально-постановочной техники,  новых материалов, технологии изготовления и механики театральных кукол; руководит подразделениями театра кукол, изготавливающими материальное оформление спектаклей, а также обеспечивающими все материально-технические компоненты их проведения.

1.4.3. Художник-технолог по сценическому костюму разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации, требующейся для изготовления сценических костюмов, в соответствии с замыслом художника-постановщика (художника по костюмам)  при постановке спектакля (концерта, представления); использует при создании сценических костюмов новейшие достижения в области швейной техники, технологии и новых материалов; руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), изготавливающими сценические костюмы, а также обеспечивающими их рациональное использование в спектаклях (концертах, представлениях).

1.5. Возможности продолжения образования выпускников -  художников-технологов сцены, художников-технологов театра кукол, художников-технологов по сценическому костюму, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования (в соответствии с квалификациями, предусмотренными п.1.2) по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля»: выпускник подготовлен для продолжения образования в  аспирантуре.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности 050300 – «Технология художественного оформления спектакля»  проводятся дополнительные вступительные испытания  профессиональной направленности.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050300 - "Технология художественного оформления спектакля"

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников для каждой из предусмотренных в п. 1.2 квалификаций специальности 050300 – «Технология художественного оформления спектакля» разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 050300 – «Технология художественного оформления спектакля», к условиям их реализации и срокам их освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050300 – «Технология художественного оформления спектакля»  состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников по специальности 050300 – «Технология художественного оформления спектакля»  должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

Цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

Цикл СД – специальные  дисциплины;

Цикл ДС – дисциплины  специализаций;

ФТД – факультативы;

Цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом специальности не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД.

 

3.5 Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки художников-технологов сцены, художников-технологов театра кукол, художников-технологов по сценическому костюму должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБ­РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050300 - "Технология художественного оформления спектакля"

 

Индекс

Наименование дисциплин и их основное содержание

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык:

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

Сущность, формы,  функции исторического знания. Методы и источники  изучения истории.  Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России- неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие  в  эпоху  Великого  переселения  народов. Проблема этногенеза восточных славян.  Основные этапы становления государственности.  Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.  Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные  и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв.  Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв.  Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства.  Возвышение Москвы.

Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра1.  Век Екатерины.  Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и  основные  этапы экономического развития России.  Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.  Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.  Реформы и реформаторы в  России.  Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов.  Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы.  Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма,  интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России.  Российские реформы в контексте общемирового развития  в  начале  века.  Политические партии России:  генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.  НЭП. Формирование однопартийного политического режима.  Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на  строительство  социализма в одной стране и его последствия.  Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

     СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

     Социально-экономическое развитие,   общественно-политическая жизнь,  культура,  внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

     Попытки осуществления  политических  и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

     СССР в  середине 60-80-х гг.:  нарастание кризисных явлений.

     Советский Союз в 1985-1991 гг.  Перестройка.  Попытка  государственного переворота 1991 г.  и ее провал.  Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой  российской  государственности  (1993-1999гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

ГСЭ.Ф.05

Политология:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение:

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика:

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи:

Стили современного русского  литературного  языка.  Языковая норма,  ее  роль  в  становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие.  Основные единицы общения.  Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного  русского  языка.  Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль.  Специфика использования элементов  различных языковых уровней в научной речи.  Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов.  Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Язык и стиль инструктивно-методических документов.  Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.  Особенности устной публичной речи.  Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи,  поиск материала,  начало,  развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.  Словесное оформление публичного выступления.  Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь  в  системе  функциональных  разновидностей русского литературного языка.  Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи.  Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

ГСЭ.Ф.09

Социология:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

 

ГСЭ.Ф.10

Философия:

Предмет философии.  Место и роль философии в культуре.  Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

 Учение о  бытии.  Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм.  Динамические и  статистические  закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество,  культура.  Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей.  Человек и исторический процесс; личность и массы,  свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого  бытия.  Насилие и ненасилие.  Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.  Представления  о совершенном человеке в различных культурах.  Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание,  творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.  Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества.   Глобальные  проблемы  современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

ГСЭ.Ф.11

Экономика:

Введение в экономическую теорию.  Блага. Потребности, ресурсы.  Экономический выбор.  Экономические отношения. Экономические системы.  Основные  этапы  развития экономической теории.  Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок.  Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность.  Факторы спроса.  Индивидуальный и рыночный спрос.  Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность.  Предложение и его факторы.  Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.  Эффективность конкурентных рынков.  Рыночная власть.  Монополия. Монополистическая конкуренция.

Олигополия.  Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства.  Рынок труда.  Спрос и предложение  труда.  Заработная плата и занятость.  Рынок капитала.  Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение  доходов.  Неравенство.  Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое.  Кругооборот доходов и продуктов.  ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое  равновесие.  Совокупный  спрос  и совокупное предложение.

Стабилизационная политика.  Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги.

Эффект мультипликатора.  Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции.  Равновесие на денежном рынке.  Денежный мультипликатор.

Банковская  система.  Денежно-кредитная  политика.  Экономический рост и развитие.  Международные экономические отношения.  Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда.  Распределение  и доходы.  Преобразования в социальной сфере.

Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

 

 

 

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

2548

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2148

ОПД.Ф.01

История театра:

Происхождение  театра. Театр как синтез искусств. Театр и литература.

Театр античности. Театральные формы в древнерусской культуре.

Дальнейшее развитие театральных форм в Европе и России. Эпоха средневековья, взаимоотношения с религией. Русский народный театр.

Сценическое искусство в Европе эпохи Возрождения. Литература Ренессанса.

Театр XYIIXYIII веков в Европе и России. Возникновение русского профессионального театра. Взаимодействие художественных культур. Классицизм. Эстетические идеи  Просвещения в литературе и театре. Зарождение сентиментализма. Предромантические тенденции в  театре на рубеже XYIII XIX веков.

Театр XIX века. Смена стилей и направлений (романтизм, реализм, символизм). Специфика развития русского искусства. «Золотой век» русского искусства. Русский роман и сцена. Рождение «новой драмы». Формирование режиссерского театра.

Взаимодействие национальных художественных культур и стилей в русском и европейском театре XX веке.  Многообразие (различие и общность идей) эстетических направлений. Театр – драма – роман и режиссура XX века. Жанры и формы театра. Театр и изобразительные искусства. Кино и его место в развитии искусства XX века.

Театр и музыка. Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл). Основные этапы, тенденции развития.

Современные формы развития  театра в России и за рубежом. Основные театральные идеи в России и на Западе на рубеже XX и XXI  веков. Запад и Восток как проблема развития литературы и театра.

Информационная революция, компьютеризация, их роль в развитии театрального  искусства.

 

ОПД.Ф.02

История изобразительного искусства:

Изобразительное искусство зарубежных стран.

Искусство древних цивилизаций. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего  Рима. Раннехристианское искусство и начало искусства средневековья. Византийское искусство. Искусство Романского периода. Готика: памятники архитектуры, скульптуры и прикладного творчества. Искусство Возрождения (Италия, Германия, Испания, старонидерландская живопись). Европейское искусство XVII века (Италия – барокко, академизм, караваджизм; Франция – классицизм Пуссена и реализм братьев Ленен; Голландия – Рембрандт и искусство малых голландцев, Фландрия – Рубенс и его школа; искусство других европейских стран XVII века). Искусство Западной Европы XVIII века (рококо). Французский романтизм и его влияние на искусство стран Западной Европы начала XIX века. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Авангардизм и неоавангардизм в европейском искусстве ХХ века.

Изобразительное искусство России.

Начальный период формирования местных художественных школ в XIXIII веках. Новгородская живопись. Феофан Грек. Формирование московской художественной традиции в XIV – XV веках. Андрей Рублев. Дионисий. Русское искусство средневековой системы (XVI – XVII века). Формирование и развитие светской художественной культуры в XVIII веке (барокко, классицизм, сентиментализм). Особенности русского романтизма (О.А.Кипренский). Русский романтизм первой половины XIX века как тенденция преодоления академизма.   Становление и эволюция национального демократического искусства второй половины XIX века (А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов, передвижники, И.Е.Репин, В.И.Суриков, Н.Н.Ге и др.). Поиски новых путей в искусстве на рубеже XIXXX веков (В.А.Серов, М.А.Врубель, К.А.Коровин, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Малевич, В.В.Кандинский, М.З.Шагал  и др.). Художественные объединения начала ХХ века: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др. Импрессионизм в русской живописи. Футуризм в России. Разнообразие и борьба направлений в искусстве первого послереволюционного десятилетия. Изобразительное искусство 1930-х – 1980-х годов. Особенности искусства периода Великой Отечественной войны. Андеграунд в советском изобразительном искусстве. Многообразие школ и направлений в современном изобразительном искусстве России.

 

 

ОПД.Ф.03

История материальной культуры и быта:

Утилитарность и эстетика материальной культуры. Понятие художественного стиля, стилевых течений и моды. Историческая обусловленность эволюции материальной культуры.

Материальная культура (архитектура, мебель и утварь, костюм и аксессуары) и быт разных времен  и народов: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим; Европа раннего средневековья, позднего средневековья, Древняя Русь, Европа эпохи Возрождения, Западная Европа и Россия XVIIXVIII веков, период Великой Французской революции, Западная Европа и Россия  XIX века,  XX  века.

 

ОПД.Ф.04

Рисунок и живопись:

Развитие природных способностей студента к изображению на плоскости  пространственных форм, как с натуры, так и по памяти, с учетом необходимости приобретения навыков, требуемых художнику-технологу как участнику коллективного процесса создания сценического произведения. 

 

ОПД.Ф.05

Театральные здания и сооружения:

Историческое развитие сценического пространства.

Сцена и машинерия античного театра. Симультанная сцена  театра средневековья. Особенности сцены и оформления театра раннего барокко, зарождение портальной сцены. Возникновение сцены-коробки.

Публичный театр и его влияние на формирование театрального пространства, первые пробы вертикального размещения зрителей в европейском театре, различия между итальянским, немецким, французским типами ярусных залов.

Устройство и оборудование классической сцены коробки. Освещение и эффекты классической сцены XVI – XVIII веков. Поиски новых форм сцены в конце XIX – начале XX века. Сцена-коробка как ведущая форма сцены. Механизация сцены-коробки.

Новаторские принципы формирования театрального пространства в проектах выдающихся деятелей театра ХХ века. Тенденции театральной архитектуры и развития сцены во второй половине ХХ века.

 

ОПД.Ф.06

Организация театрального дела в России:

Театр в современной социально-культурной ситуации.

Органы государственного регулирования в сфере культуры. Нормативно-правовые документы, регулирующие театральную деятельность.

Театр и другие виды организаций исполнительских искусств. Организационно-правовые формы театров. Структура театров разных видов. Функции подразделений театра. Управление подразделениями художественно-постановочной части.

Источники финансирования деятельности театров. Фандрейзинг. Маркетинговые исследования.

Планирование и организация творческо-производственного процесса в театре.

Взаимодействие художественно-постановочной части с другими подразделениями театра. Внутренний документооборот, регламентирующий деятельность художественно-постановочной части театра.

Организации проектирующие и изготавливающие материальное оформление спектаклей. Их организационная структура. Планирование и финансирование их деятельности.

Виды договоров на изготовление элементов художественного оформления спектакля, применяемые театром. Вопросы ценообразования.

Взаимоотношения театров с авторами. Виды авторских договоров. Авторский договор с художником-постановщиком, художником по костюмам. Авторский контроль в процессе изготовления и эксплуатации.

Трудовые отношения в театре, условия труда и его оплата. Материальная ответственность. Коллективный договор.

 

ОПД.Ф.07

Театральный грим и пастиж:

Виды грима. Основы гримирования. Нормы расхода гримировальных материалов.

Парики и наклейки. Характеристика париков различного вида. Характеристика волос, применяемых для изготовления париков. Процесс изготовления париков, кос, накладок, наклеек. Чистка и содержание пастижерных изделий. Нормы расхода на волосяные изделия и трудозатраты.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к помещению гримерного цеха и грим уборных.

 

ОПД.Ф.08

Материаловедение:

Материалы, применяемые для изготовления материального оформления спектакля. Номенклатура материалов, наиболее употребляемых в театре. Новые материалы и возможности их использования.

Методы оптимального выбора материалов для изготовления материального оформления спектакля с учетом замысла художника и сметы затрат.

 

ОПД.Ф.09

Безопасность жизнедеятельности:

Современный комплекс проблем безопасности. Человек и среда обитания. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в организациях культуры и искусства.

Правила техники безопасности. Ответственность работника за их соблюдение. Инструктаж по технике безопасности.

Должностные лица,  ответственные за технику безопасности,  их обязанности.

Требования безопасности к техническому и санитарному оснащению театров, концертных залов,  цирков, кино- и  телестудий.

Требования безопасности и санитарные требования к декорационным конструкциям, сценическим костюмам, реквизиту, пастижерным изделиям.

Трюковые сцены (номера), сцены боя и ответственность за безопасность. Условия безопасности при использовании животных.

Расследование несчастных случаев. Последствия несчастных случаев для работника. Страхование. Социальное обеспечение.

Противопожарная защита.

 

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

 

 

 

 

Цикл специальных дисциплин

 

 

Квалификация «Художник-технолог сцены»

 

СД.00 (01)

Специальные дисциплины

4406

СД.Ф.00 (01)

Федеральный компонент

3866

СД.Ф.01(01)

Сценографическая композиция:

Создание визуального образа, среды, стиля спектакля. Сценическое пространство в динамике в соответствии  с драматургическим развитием пьесы.

Создание проекта художественного оформления спектакля, состоящего из: макета, раскадровок и эскизов декораций, эскизов костюмов и реквизита, габаритных чертежей декораций, мебели и бутафории, с указанием фактур и выкрасок.

 

СД. Ф.02(01)

Технология художественного оформления спектакля:

Структура процесса подготовки новой постановки.

Работа над макетом. Работа над планировкой спектакля.

Технологическое проектирование декораций. 

Проектная документация спектакля, технологическое описание, чертежи, паспорт спектакля.

Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления спектакля.

Выпускной период – организация монтировочных и световых репетиций на сцене.

Приемка всех работ по новому спектаклю.

 

СД. Ф.03(01)

Технология театрального производства:

Технология изготовления декораций, бутафории, сценического костюма, создания сценических эффектов.

Оборудование производственных мастерских.

 

СД. Ф.04(01)

Устройство и оборудование сцены:

Устройство и оборудование современной сцены.

Основные части сцены. Авансцена, арьерсцена, карманы, портал. Вспомогательное оборудование сцены. Галереи, переходные мостики, портальные башни, огнестойкий занавес, колосники. Планшет сцены, возможности его трансформации. Штанкетные подъемы. Точечные подъемы. Софитные подъемы. Полетные устройства. Общие принципы механизации планшета. Вращающийся планшет сцены. Подъемно-опускной планшет сцены. Накатной планшет. Общее понятие о занавесе. Классификация занавесов по назначению и способу раскрытия сцены. Сценический горизонт. Стационарные и переносные панорамные устройства.

Условия размещения сцены в общем комплексе театрального здания. Требования противопожарной безопасности. Требования к размещению путей эвакуации со сцены, трюма, колосников. Сценические помещения. Цеха художественно-постановочной части, актерские уборные, их размещение. Производственные и складские помещения.

 

СД. Ф.05(01)

Проектирование сценического оформления:

Методики проектирования художественного оформления спектакля. Принципы проектирования декораций, их зависимость от вида театрального искусства (драма, опера, балет).

Методы компьютерного конструирования.

Проектная  документация, позволяющая адекватно исполнить проект в его материальном выражении на сцене.

Организация коллективной работы над сложными проектами.

Сопровождение проекта на всем протяжении его реализации.

 

СД. Ф.06(01)

 Основы перспективы:

Основные понятия перспективы.

Приемы работы с точками схода, уровнем горизонта и др.

Методики проектирования перспективных декораций.

 

СД. Ф.07(01)

 Макетирование:

Основные принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.

Работа с чертежом и эскизом. Перевод плоского изображения в объем.

Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий (станки, лестницы, стенки, колонны, карнизы, окна, двери,  мебель и т.п.).

Работа с различными материалами и фактурами (картон, дерево, ткань, бумага, проволока и т.п.).

 

СД. Ф.08(01)

Расчет театральных конструкций:

Статика:

Основные понятия и определения. Система сходящихся сил. Параллельные силы. Теория пар на плоскости. Плоская система произвольно расположенных сил. Пространственная система сил. Центр тяжести.  Геометрические характеристики плоских сечений.

Сопротивление материалов:

Основные понятия. Растяжение и сжатие.  Практические работы на срез и смятие. Расчеты сварных соединений.  Кручение. Изгиб. Устойчивость сжатых стержней. Сложные деформации.

 

СД. Ф.09(01)

Технология создания сценического костюма:

Сценический костюм как элемент оформления спектакля.

Исторический силуэт, способы достижения силуэта современным кроем.

Виды тканей и их использование в изготовлении театральных костюмов.

Швейные работы при изготовлении сценического костюма.

Основные технологические принципы изготовления головных уборов, обуви и аксессуаров.

Составление монтировочных листов и смет.

 

СД. Ф.10(01)

Технология художественно – светового оформления спектакля:

Параметры и технические характеристики световой театральной аппаратуры.

Основные приемы художественного освещения спектакля. Художественное освещение и сценографическое решение. Общие принципы драматургического развития художественного света в спектакле.

Технические примы реализации художественного замысла.

Световая партитура.

 

СД. Ф.11(01)

История театрально-декорационного искусства:

Основные этапы развития театрально-декорационного искусства с времен античности до современности.

Современные театральные  художники и их творчество.

 

СД. Ф.12(01)

История костюма:

Костюм с древнего мира до наших дней в контексте мировой культуры.

Особенности стилей костюма и развитие формообразования предметов одежды в западноевропейском и русском костюме по хронологии истории культуры.

Костюм мужской, женский, аристократический (придворный), народный.

 История военного костюма и костюма чиновников.

 История культового костюма основных конфессий.

 История  народного костюма (Россия, Европа, Восток и др.)

 История  аксессуаров.

 

СД. Ф.13(01)

Основы архитектуры:

Архитектурные формы, композиции и декоративные элементы - исторический обзор эволюции архитектурных стилей.

Основы пропорционирования. Пространственная организация в разных мировых культурах.

Элементы архитектурной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Основные направления и течения в современной архитектуре.

 

СД. Ф.14(01)

 Театрально-техническая графика:

Основные сведения по оформлению чертежа.

Геометрическое черчение.

Машиностроительное черчение.

Архитектурно- строительное черчение.

 

СД.Р.00(01)

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

СД.В.00(01)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

 

Квалификация «Художник-технолог театра кукол»

 

СД.00 (02)

Специальные дисциплины

4406

СД.Ф.00 (02)

Федеральный компонент

3866

СД. Ф.01(02)

Сценографическая композиция в театре кукол:

Анализ литературного произведения совместно с режиссером и определение визуального образа, среды, стиля спектакля.

Определение типа кукол.

Сценическое пространство спектакля в соответствии с с масштабом кукол и их механикой.

Создание проекта художественного оформления спектакля. Габаритные чертежи декораций и бутафории, с указанием фактур и выкрасок. Макет.

 

СД. Ф.02(02)

Технология художественного оформления спектакля:

Структура процесса подготовки новой постановки.

Работа над макетом. Работа над планировкой спектакля.

Технологическое проектирование декораций. 

Проектная документация спектакля, технологическое описание, чертежи, паспорт спектакля.

Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления спектакля.

Выпускной период – организация монтировочных и световых репетиций на сцене.

Приемка всех работ по новому спектаклю.

 

СД. Ф.03(02)

Конструирование и технология создания театральной куклы:

Эскизы и габаритные чертежи кукол.

Изготовление головок, скульптурные работы.

Механика куклы.

Изготовление одежды куклы.

Доводка кукол после проб с актерами.

Авторский контроль в процессе изготовления кукол в мастерских.

 

СД. Ф.04(02)

Проектирование сценического оформления в театре кукол:

Методики проектирования художественного оформления спектакля в театре кукол. Принципы проектирования декораций, их зависимость от типа используемых кукол.

Методы компьютерного конструирования.

Проектная  документация, позволяющая адекватно исполнить проект в его материальном выражении на сцене.

Организация коллективной работы над сложными проектами.

Сопровождение проекта на всем протяжении его реализации.

 

СД. Ф.05(02)

Устройство и оборудование сцены:

Устройство и оборудование современной сцены.

Основные части сцены. Авансцена, арьерсцена, карманы, портал. Вспомогательное оборудование сцены. Галереи, переходные мостики, портальные башни, огнестойкий занавес, колосники. Планшет сцены, возможности его трансформации. Штанкетные подъемы. Точечные подъемы. Софитные подъемы. Полетные устройства. Общие принципы механизации планшета. Вращающийся планшет сцены. Подъемно-опускной планшет сцены. Накатной планшет. Общее понятие о занавесе. Классификация занавесов по назначению и способу раскрытия сцены. Сценический горизонт. Стационарные и переносные панорамные устройства.

Условия размещения сцены в общем комплексе театрального здания. Требования противопожарной безопасности. Требования к размещению путей эвакуации со сцены, трюма, колосников. Сценические помещения. Цеха художественно-постановочной части, актерские уборные, их размещение. Производственные и складские помещения.

 

СД. Ф.06(02)

Технология театрального производства:

Технология изготовления декораций, бутафории, сценического костюма, создания сценических эффектов.

Оборудование производственных мастерских.

 

СД. Ф.07(02)

 Макетирование:

Основные принципы распределения объемов и масс в пространстве сцены.

Работа с чертежом и эскизом. Перевод плоского изображения в объем.

Технологические приемы изготовления и отделки наиболее распространенных видов изделий (станки, лестницы, стенки, колонны, карнизы, окна, двери,  мебель и т.п.).

Работа с различными материалами и фактурами (картон, дерево, ткань, бумага, проволока и т.п.).

 

СД. Ф.08(02)

Расчет театральных конструкций:

Статика:

Основные понятия и определения. Система сходящихся сил. Параллельные силы. Теория пар на плоскости. Плоская система произвольно расположенных сил. Пространственная система сил. Центр тяжести.  Геометрические характеристики плоских сечений.

Сопротивление материалов:

Основные понятия. Растяжение и сжатие.  Практические работы на срез и смятие. Расчеты сварных соединений.  Кручение. Изгиб. Устойчивость сжатых стержней. Сложные деформации.

 

СД. Ф.09(02)

Технология художественно – светового оформления спектакля:

Параметры и технические характеристики световой театральной аппаратуры.

Основные приемы художественного освещения спектакля. Художественное освещение и сценографическое решение. Общие принципы драматургического развития художественного света в спектакле.

Технические примы реализации художественного замысла.

Световая партитура.

 

СД. Ф.10(02)

История театра кукол:

Основные этапы развития искусства театра кукол от зарождения до наших дней.

 

СД. Ф.11(02)

Скульптура:

Общее понятие стилей в скульптуре.

Этюды фигур человека и животных.

Лепка черепа и головы.

Шарж в этюдах человека и животных.

Групповые этюды в различных объемах помещений.

 

СД. Ф.12(02)

Пластическая анатомия:

Основы анатомии человека.

Изучение пропорций человеческого тела. Структура скелета. Основные мышцы, их названия и строение.

 

СД. Ф.13(02)

Художественная обработка ткани:

Способы обработки тканей для использования при создании художественного оформления спектакля в театре кукол.

Орнамент  разных времен и народов.

Вышивки и кружева – современные и исторические.

 

СД. Ф.14(02)

 Театрально-техническая графика:

Основные сведения по оформлению чертежа.

Геометрическое черчение.

Машиностроительное черчение.

Архитектурно- строительное черчение. .

 

СД.Р.00(02)

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

СД.В.00(02)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

 

Квалификация «Художник-технолог по сценическому костюму»

 

СД.00 (03)

Специальные дисциплины

4406

СД.Ф.00 (03)

Федеральный компонент

3866

СД. Ф.01(03)

Композиция сценического костюма:

Создание авторского решения сценического образа костюма в соответствии с замыслом художника по современной или исторической технологии.

Последовательное освоение всех этапов работы над костюмами от одной картины до полного объема всего спектакля.

Сценический костюм и художественная,  стилевая среда спектакля.

Сценический костюм и историческое время.

Подготовительный материал для решения сценического костюма.

 

СД. Ф.02(03)

Технология художественного оформления спектакля:

Структура процесса подготовки новой постановки.

Работа над макетом. Работа над планировкой спектакля.

Технологическое проектирование декораций. 

Проектная документация спектакля, технологическое описание, чертежи, паспорт спектакля.

Роль художника в производственном процессе изготовления материального оформления спектакля.

Выпускной период – организация монтировочных и световых репетиций на сцене.

Приемка всех работ по новому спектаклю.

 

СД. Ф.03(03)

Моделирование и конструирование костюма:

Разработка кроя и фактур костюмов по авторским эскизам.

Практическая работа по выполнению наколок на манекенах  (макетирование) для проверки пропорций и особенностей кроя.

Составление монтировочных листов и смет.

 

СД. Ф.04(03)

Технология создания сценического костюма:

Сценический костюм как элемент оформления спектакля.

Исторический силуэт, способы достижения силуэта современным кроем.

Виды тканей и их использование в изготовлении театральных костюмов.

Швейные работы при изготовлении сценического костюма.

Основные технологические принципы изготовления головных уборов, обуви и аксессуаров.

Составление монтировочных листов и смет.

 

СД. Ф.05(03)

Художественная обработка ткани:

Способы обработки тканей для использования при создании сценического костюма.

Орнамент  разных времен и народов.

Вышивки и кружева – современные и исторические.

 

СД. Ф.06(03)

История театрально-декорационного искусства:

Основные этапы развития театрально-декорационного искусства с времен античности до современности.

Современные театральные  художники и их творчество.

 

СД. Ф.07(03)

История костюма:

Костюм с древнего мира до наших дней в контексте мировой культуры.

Особенности стилей костюма и развитие формообразования предметов одежды в западноевропейском и русском костюме по хронологии истории культуры.

Костюм мужской, женский, аристократический (придворный), народный.

 История военного костюма и костюма чиновников.

 История культового костюма основных конфессий.

 История  народного костюма (Россия, Европа, Восток и др.)

 История  аксессуаров.

 

СД. Ф.08(03)

 Технология исторического костюма:

Изучение особенностей кроя костюма с древнейших времен до наших дней по материалам музейных коллекций и библиографическим источникам.

Выполнение реконструкции исторических предметов одежды по материалам  музейных коллекций и библиографическим источникам.

 

СД. Ф.09(03)

Библиография и иконография костюма:

Источники информации по истории костюма.

Работа с изображением, фиксирование необходимой информации.

Сбор иконографического материала по темам, систематизация материала, системы записей источников, системы фиксации изображений.

Использование базы данных Интернета.

 

СД. Ф.10(03)

Пластическая анатомия:

Основы анатомии человека.

Изучение пропорций человеческого тела. Структура скелета. Основные мышцы, их названия и строение.

 

СД.Р.00(03)

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

СД.В.00(03)

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

270

 

 

 

 

 

 

ДС.00

Дисциплины специализаций

 устанавливаются вузом (факультетом)

300

 

 

 

ФТД.00

Факультативы

 устанавливаются вузом (факультетом)

450

                                                     Всего часов обучения      9504

 

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ  по специальности –  050300

"Технология художественного оформления спектакля"

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки художника-технолога сцены, художника-технолога театра кукол, художника-технолога по сценическому костюму при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение, включая творческую работу студентов, а также экзаменационные сессии, - 176 недель;

- практики  - не менее 16 недель;

- итоговая государственная аттестация – не менее 18 недель;

- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) – не более 50 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки художника-технолога сцены, художника-технолога театра кукол, художника-технолога по сценическому костюму по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения – не более 40 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

 ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050300 - "Технология художественного оформления спектакля"

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки художника-технолога сцены, художника-технолога театра кукол, художника-технолога по сценическому костюму

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу  для подготовки выпускников по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2 на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Специализации предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).

В течение указанного нормативного срока обучения выпускник получает лишь одну квалификацию из перечисленных  в п. 1.2.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы вуз имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическую культуру»  (в объеме не менее 408 часов), «Отечественную историю», «Философию». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

предусматривать занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения  с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;

устанавливать наименование специализаций (по согласованию с УМО), перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентом;

реализовывать основную образовательную программу подготовки художника-технолога сцены, художника-технолога театра кукол, художника-технолога по сценическому костюму в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Обучение по ускоренной основной образовательной программе может реализовываться для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу за более короткие сроки. Реализация сокращенных и ускоренных программ осуществляется вузом в порядке, предусмотренном Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

 

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической или творческой деятельностью; преподаватели общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень, а преподаватели специальных дисциплин и дисциплин специализации – ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

 

6.3. Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2

 

Реализация основной образовательной программы подготовки художников-технологов сцены, художников-технологов театра кукол, художников-технологов по сценическому костюму должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам, наглядным пособиям, мультимедийным, видеоматериалам, Интернету. Библиотека вуза помимо учебной литературы, предусмотренной программами, должна содержать драматургию, художественную литературу, изобразительные материалы, периодические издания, необходимые для обеспечения художественно-творческой деятельности в рамках освоения специальных дисциплин.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий – практикам, курсовому и дипломному проектированию, а к моменту аттестации специальности уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2

 

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки художников-технологов сцены, художников-технологов театра кукол, художников-технологов по сценическому костюму, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебными планами вуза.

Проведение занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам требует наличия специально оборудованных и укомплектованных аудиторий (наглядные пособия, компьютерная техника, оборудование для проведения практических занятий по изготовлению макетов, театральных кукол, крою костюмов и других технологических операций) в соответствии с реализуемыми вузом квалификациями.

 

6.5. Требования к организации практик

 

Ознакомительная практика в профессиональном театре (концертной организации, цирке), предусматривающая знакомство со структурой театра, его основными творческими, техническими, административными подразделениями, процессом подготовки спектакля.

Производственная практика в художественно-постановочной части театра театре (концертной организации, цирка). Приобретение навыков работы (в соответствии с присваиваемой квалификацией) в составе группы, разрабатывающей и реализующей технологический проект постановки спектакля.

Производственная практика в профессиональном театре (концертной организации, цирке). Приобретение навыков практической деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Каждая практика проводится под руководством квалифицированного специалиста – работника принимающей на практику организации, и преподавателя вуза, назначенного выпускающей кафедрой.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050300 «Технология художественного оформления спектакля»

 

7.1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

 

7.1.1. Итоговая государственная аттестация художников-технологов сцены, художников-технологов театра кукол, художников-технологов по сценическому костюму включает выпускную квалификационную работу  и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

 

7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

Выпускная квалификационная работа художника-технолога сцены, художника-технолога театра кукол, художника-технолога по сценическому костюму представляет собой дипломную работу (проект), в которой студент осуществляет под научным руководством педагога, назначенного выпускающей кафедрой, самостоятельную разработку одной из актуальных проблем технологии художественного оформления спектакля в соответствии с присваиваемой квалификацией. Студентом может быть также выбрана тема дипломной работы (проекта), предполагающая технологическую разработку подготовки и выпуска конкретного спектакля в одном из театров. Темы дипломных работ (проектов) каждому студенту утверждает выпускающая кафедра.

 

7.1.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен проводится по программе, разработанной высшим учебным заведением, предусматривающей контроль теоретических знаний студента на междисциплинарном уровне, охватывающем несколько дисциплин.

7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

Художник-технолог сцены, художник-технолог театра кукол, художник-технолог по сценическому костюму должен:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида деятельности, так и в смежных областях;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

- обладать знаниями в области общих основ истории театра, сценографии, организации театрального дела;

- владеть театральными технологиями оформления спектакля (концерта, представления), быть готовым к проектированию художественного оформления спектакля (концерта, представления) на основе авторских эскизов в соответствии с присваиваемой квалификацией;

- ориентироваться в вопросах организации театрального производства.

 Художник-технолог сцены, художник-технолог театра кукол, художник-технолог по сценическому костюму должен знать устройство сцены, производственного оборудования, используемого при создании материального оформления спектакля (концерта, представления), технику и технологию изготовления театральных декораций, мебели, реквизита, сценических костюмов, театральных кукол и т.п. (в соответствии с присваиваемой квалификацией); свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в театральном производстве; правила хранения и транспортировки декораций, сценических костюмов, театральных кукол и т.п. (в соответствии с присваиваемой квалификацией); опыт работы организаций исполнительских искусств в области декорационного искусства, театральной техники и технологии; историю театрально-декорационного искусства, театральную технику и технологию; историю театра, литературы, музыки, балета; принципы светового решения спектакля и световую аппаратуру; специфику творческой работы в театрах разных видов, других организациях исполнительских искусств (в соответствии с присваиваемой квалификацией); основы экономики и организации театра, трудового законодательства; правила внутреннего распорядка театра; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра.

 

Составители:

 

Учебно-методическое объединение по образованию в области театрального искусства

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050300 «Технология художественного оформления спектакля» одобрен на заседании Учебно-методического объединения в области театрального искусства 14 октября 2002 г., протокол № 1

 

Председатель Совета УМО ___________       О.П.Табаков

                                 (подпись)         

 

Заместитель председателя

Совета УМО                                  __________     Л.Г.Сундстрем

                                                (подпись)    

 

Согласовано:

 

Руководитель Департамента

образовательных программ и

стандартов профессионального

образования                                __________      В.И.Кружалин

                                             (подпись)

Начальник отдела гуманитарного,

экономического и юридического

образования.                                  ________     В.Е.Иноземцева

                                       (подпись)

Главный специалист отдела

гуманитарного, экономического

и юридического образования      _________     М.Л.Чураева

                                                        (подпись)

 

Рейтинг@Mail.ru