Ранее этот государственный стандарт имел номер 053600 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Вернуться к списку образовательных стандартов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                   

                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Заместитель Министра

                                                                                       образования Российской

                                                                                      Федерации

                                                                           __________Л.С.Гребнев                                                                                

                                                                         17.12.2002г.

                                                                   Номер государственной регистрации                                                                      

                                                                   542 иск/сп

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

 

Специальность 053600 - РЕЖИССУРА

 МУЛЬТИМЕДИА-ПРОГРАММ

 

Квалификация:    Режиссер  мультимедиа-программ

 

 

 

 

 

 

Вводится  с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2002

 

 

              

                     

                      1.Общая характеристика специальности

053600 Режиссура мультимедиа-программ

 

 

1.1. Специальность  утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации    181    от 24.01.2002.

 

1.2.            Квалификация выпускников по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ:  режиссер мультимедиа-программ.

 Нормативный срок освоения основной образовательной программы выпускников  по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ при очной форме обучения 5 лет.

 

           1.3.Квалификационная характеристика выпускников

Выпускник  подготовлен к созданию по собственному художественному замыслу на основе литературного сценария мультимедиа-программы (интерактивное художественное пространство), объединяя и направляя при этом творчество художников компьютерной графики и анимации, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, реализуя весь спектр технических возможностей компьютерных технологий.

В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой режиссер мультимедиа-программ может заниматься творческой деятельностью в области любых видов компьютерных искусств и экранного творчества, а также организационно-творческой и педагогической деятельностью.

 

1.4. Возможности продолжения образования выпускников режиссеров мультимедиа-программ, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента -  среднее (полное) общее образование.

 

2.2. Абитуриент должен иметь документ  государственного  образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.

 

2.3. При приеме на подготовку по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ УМО по образованию в области кинематографии и телевидения рекомендует проводить дополнительные  вступительные  испытания  профессиональной направленности.

 

 

 

 

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки    выпускников по специальности  

053600  Режиссура  мультимедиа-программ

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки режиссера мультимедиа-программ  разрабатывается на  основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя  учебный  план,  программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

 

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки режиссера мультимедиа-программ,  к условиям ее  реализации и срокам  освоения определяются  настоящим  государственным образовательным стандартом.

 

3.3. Основная образовательная программа подготовки режиссера мультимедиа-программ   состоит из дисциплин федерального  компонента,  дисциплин  национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом (факультетом),  а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов  в  каждом  цикле  должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

 

3.4. Основная  образовательная  программа подготовки режиссера мультимедиа-программ  должна предусматривать  изучение  студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД -  специальные дисциплины;

цикл ДС -  дисциплины специализации;

           ФТД- факультативы;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины по данной специальности не предусматриваются. Необходимый  для специалиста уровень знаний закладывается в циклах ОПД и СД.

 

3.5. Содержание  национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки режиссера мультимедиа-программ, должно обеспечивать подготовку выпускника в  соответствии  с  квалификационной характеристикой,  установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

                              

 

 

 

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной      программы подготовки выпускников по  специальности

        053600 Режиссура мультимедиа-программ

 

индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

ГСЭ.Ф.00

 

ГСЭ.Ф.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.04.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.05.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Р.00

ГСЭ.В.00.

 

 

ОПД

ОПД.Ф.00

 

ОПД.Ф.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.09

 

 

 

 

 

ОПД.Р.00

ОПД.В.00

 

СД.

СД.Ф.00

 

СД.Ф.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Р.00

СД.В.00

ДС.00

ФТД.00

 

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

 

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;  основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

     Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

     Понятие дифференциации лексики по сферам  применения  (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

     Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,  фразеологических единицах.

     Понятие об основных способах словообразования.

     Грамматические навыки,  обеспечивающие  коммуникацию  общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении;

Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

     Понятие об обиходно-литературном,  официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности

Научного стиля.

     Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

     Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием  наиболее  употребительных  и  относительно  простых  лексико-грамматических средств в  основных  коммуникативных  ситуациях неофициального  и  официального  общения.  Основы  публичной речи (устное сообщение, доклад).

     Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

     Чтение. Виды  текстов:  несложные  прагматические  тексты  и тексты по широкому и узкому профилю специальности.


    Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.  Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.  Законодательство  Российской Федерации о физической культуре и спорте.  Физическая культура личности.

     Основы здорового образа жизни студента.  Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

     Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

     Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

     Профессионально-прикладная физическая подготовка  студентов.

     Основы методики  самостоятельных  занятий  и самоконтроль за состоянием своего организма.

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XIXIIвв. Социально-политические изменения в русских землях XIIIXV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно- промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века  и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизация. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.:  нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993г.

Становление новой российской государственности (1993-1999гг). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Философия

Предмет философии.  Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления в философии, и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

     Учение о бытии. Монистические и плюралистические  концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека.  Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс;  личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

      Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

 Будущее человечества.  Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Культурология

Структура и состав современного культурологического  знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

     Методы культурологических  исследований.


     Основные понятия культурологии:  культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

     Типология культур.  Этническая  и национальная,  элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические  и  "серединные" культуры.  Локальные культуры.  Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

     Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

     Культура и личность.  Инкультурация и социализация.

Политология

     Объект, предмет и метод политической науки.  Функции политологии.      Политическая жизнь и властные отношения.  Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

     История политических учений.  Российская политическая традиция:  истоки,  социокультурные основания,  историческая динамика. Современные политологические школы.      Гражданское общество,  его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

     Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система.  Политические  режимы,  политические  партии, электоральные системы.

     Политические отношения и процессы.  Политические конфликты и способы их разрешения.  Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.      Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.      Социокультурные аспекты политики.      Мировая политика и международные отношения.  Особенности мирового политического процесса.  Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
                           

     Методология познания политической реальности.  Парадигмы политического знания.  Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.      Норма права и нормативно-правовые акты.      Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.      Закон и подзаконные акты.      Система российского права. Отрасли права.      Правонарушение и юридическая ответственность.      Значение законности и правопорядка в  современном  обществе. Правовое государство.

     Конституция Российской Федерации - основной закон  государства.

     Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

     Понятие гражданского правоотношения.  Физические и юридические лица. Право собственности.

     Обязательства в гражданском праве и  ответственность  за  их нарушение. Наследственное право.

     Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

     Трудовой договор (контракт).  Трудовая дисциплина и  ответственность за ее нарушение.      Административные правонарушения и  административная  ответственность.

     Понятие преступления.  Уголовная ответственность за совершение преступлений.      Экологическое право.      Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

     Правовые основы защиты государственной тайны.  Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и  государственной тайны.


Психология и педагогика

Психология:  предмет, объект  и  методы  психологии.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

     Психика и организм.  Психика,  поведение и деятельность. Основные функции психики.      Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

     Мозг и психика.      Структура психики.  Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

     Познавательные процессы.  Ощущение.  Восприятие. Представление.  Воображение.  Мышление и интеллект.  Творчество.  Внимание. Мнемические процессы.

     Эмоции и  чувства.      Психическая регуляция поведения и деятельности.     Общение и речь.      Психология личности.

     Межличностные отношения.      Психология малых  групп.

     Межгрупповые отношения и взаимодействия.

     Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

     Образование как общечеловеческая ценность.  Образование  как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России.  Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

     Педагогический процесс. Образовательная,  воспитательная   и развивающая функции обучения.

     Воспитание в  педагогическом процессе.

     Общие формы организации учебной деятельности.  Урок, лекция, семинарские,  практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

      Методы, приемы, средства организации и управления  педагогическим процессом.


      Семья как субъект педагогического взаимодействия  и  социо-культурная среда воспитания и развития личности.

     Управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи

 Стили современного русского литературного языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Нормативные, коммуникативные, этнические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

 Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание, завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков письма и говорения. 

Социология

Предыстория и  социально-философские  предпосылки социологии как науки.  Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории.  Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

     Общество и социальные институты.  Мировая система и процессы глобализации.

     Социальные группы  и  общности.  Виды общностей.  Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

     Социальные движения.

     Социальное неравенство,  стратификация и социальная  мобильность. Понятие социального статуса.

     Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

     Культура как  фактор  социальных  изменений.  Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.      Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

     Социальные изменения.  Социальные революции и реформы.  Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

     Методы социологического исследования.

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

     Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизирования прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции.  Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика  Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.  Формирование открытой экономики.

 

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

 

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

 

История отечественного и зарубежного кино 

История отечественного кино. История кино как научная дисциплина. Принципы периодизации. Место кино в современной системе средств массовых коммуникаций. Кинематограф в дореволюционной России. Связь с национальным театром, литературой, фольклором и поиски специфических средств экранной выразительности. Место российского кино в процессе становления мирового кинематографа. Достижение киноискусства в области звуко-зрительной выразительности экрана. Влияние эстетики хроникально-документального кино на игровое. Кризис советского кино в первые послевоенные годы;. Преобразование системы производства и проката фильмов в пору горбачевской перестройки и в постсоветские годы; распад советской многонациональной кинематографии. Противоречия и проблемы российского кино на современном этапе.

История зарубежного кино. Рождение кинематографа как закономерный итог технического прогресса и тенденция к синтезу пространственных и временных искусств. Принципы периодизации истории мирового кинематографа, логика его географического и хронологического распространения. Становление кинопроизводства и кинопроката, их влияние на место и положение художника в творческом процессе. Кинематограф начала века. Становление кинодраматургии. Формирование ведущих творческих профессий, перевод кинопроизводства на промышленные рельсы в Голливуде. Новаторские достижения мастеров американского, немецкого и французского кино. “Немое” кино как искусство монтажно-пластической выразительности; значение творческой практики и теоретических открытий ведущих мастеров Западной Европы и США в его становлении.

Эволюция основных творческих профессий, влияние театра и литературы. Социальный кинематограф США и “поэтический” реализм мастеров кино Франции как наивысшее достижение кинематографического реализма Запада в 30-е годы. Мировая война и рост документализма. Смена эстетических критериев; неореализм и эстетика достоверности. Авторский кинемаграф и его влияние на новые школы национального кинематографа в странах Европы, Америки и Азии. “Постмодернизм” и эволюция массового кинематографа. Технологические сдвиги, конкуренция телевидения и видео. Современный кинематограф в системе средств массовой коммуникации.

История  и специфические особенности неигровых видов кино, их эволюция, основные этапы развития; взаимосвязь и взаимовлияние неигровых и игровых видов кино.

              История  художественной  мультипликации; особенности  художественной  мультипликации как вида кино.

История русской и зарубежной литературы

Литература как искусство слова; художественная речь и ее элементы; пространство и время в литературном произведении; литературные роды и жанры; культурная и литературная традиции; направления и течения в истории литературы; литература и мифология; литература и другие виды искусства; понятие о литературном процессе; историческое развитие литературы.

История зарубежной литературы. Античная литература; литература Средних веков и Возрождения; литература ХVII века, главные художественные течения: барокко, классицизм; литература ХVIII века - века Просвещения, развитие жанра романа (бытовой, сатирический, философский); сентиментализм; литература ХIХ века; романтизм в поэзии, прозе, драме; реализм и мастера реалистического романа; литература ХХ века; взаимоотношения модернистских и реалистических течений в первой половине ХХ века; новые черты реализма ХХ века; литература второй половины ХХ века, ее основные течения и крупнейшие явления; особенности развития литературы на современном этапе.

История русской литературы. Древняя русская литература (Х-ХII вв.): литературные памятники Киевской Руси;

образование единого Российского государства и литературы; поэтика древнерусской литературы; литература ХVII века: классицизм, просветительство, сентиментализм; литература ХIХ века: возникновение и становление романтизма, художественное своеобразие русского романтизма; "3олотой век" русской поэзии; "Натуральная школа" 1840-х гг.; нравственные искания литературы второй половины XIX века; расцвет реализма, поэтика реалистической литературы; литература и религиозно-философская мысль; мировое значение русской литературной классики XIX века; литература конца ХIХ- начала ХХ веков; взаимодействие реализма и модернизма; "Серебряный век" русской поэзии; символизм, акмеизм, футуризм; русская литература после 1917 года; многообразие литературных направлений и программ; литература в тоталитарном обществе 1930-1950-х годов; социалистический реализм; особенности художественного освоения действительности в период "оттепели" и в 60-70 годы; процессы развития русской литературы в 80-90 годах.

История русского и зарубежного изобразительного искусства

Основы теории изобразительного искусства и архитектуры.

    Специфика отдельных видов изобразительного искусства, типология жанров и их эволюция.

    Основные понятия в истории искусства.    Особенности анализа художественного произведения. Генезис искусства.

    Первобытное искусство, искусство Древнего Востока, Античности.

    Зарубежное изобразительное искусство и архитектура Средних веков, Эпохи Возрождения, XYIIXIX вв.

    Направления и стили в европейском искусстве.

    Отечественное изобразительное искусство и архитектура X-XIX вв.

    Искусство XX века и его своеобразие. Современные тенденции в мировом изобразительном искусстве.

История русского и зарубежного театра.

История русского театра Скоморошество в Древней Руси; литургическая драма, школьный и придворный театр в XVII веке; театр XVIII века    классицизм и сентиментализм на русской сцене, зарождение "простонародного" театра; романтический и реалистический театр XIX века; возникновение частной антрепризы, развитие провинциального театра; новаторские поиски и открытия в русском театре конца XIX - начала XX веков; развитие театрального искусства после октября 1917 г. —  многообразие эстетических программ и творческих течений в театре 20-х годов; противоречивость развития театрального искусства в условиях тоталитарного режима в 30-50-е годы; развитие театрального искусства в период постсталинской "оттепели" и в 60-80е годы; русский театр на современном этапе.

История зарубежного театра. Древнейшие ритуальные игрища и празднества; мистерии и сатурналии; постепенное отделение театрального действа от обрядово-культовой основы; театр Древней Греции и Древнего Рима, жанры комедии и трагедии, появление литературной драматургии; древние театральные формы Древнего Востока, особые формы сценической условности; европейское народное театральное творчество Средневековья, представление мираклей и мистерий, сочетание религиозных и светских мотивов;  театр XV - XVI веков, расцвет жанров моралите и фарса; театр эпохи Ренессанса, комедия масок, появление первых профессиональных театров; обособление различных видов театра (начиная с XVI века оперы, с XVIII века балета и др.); распространение классицизма в театральном искусстве XVII века, создание строгой театральной системы нормативного типа;  XVIII век , театр эпохи Просвещения, сентиментализм на сцене; появление жанра мелодрамы; романтизм и реализм в театре XIX века; ХХ век: появление символизма на сцене, особенности драматургии и реформы в сценографии;  немецкий “эпический театр”, экзистенциальный театр интеллектуальной драмы, “театр абсурда”; тенденции последних десятилетий в мировом сценическом искусстве и драматургии.

Теория и практика монтажа

Общие понятия монтажа как выразительного средства экрана. Монтаж как технический прием. Монтаж как форма художественного мышления. Монтаж восприятия.

Формы монтажа: технический, конструктивный, художественный. Виды монтажа: повествовательный, параллельный, перекрестный, ассоциативный. Внутрикадровый монтаж. Междукадровый монтаж. Звукозрительный (экранный) образ как результат монтажа звука и изображения. Теоретическое наследие Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Дзиги Вертова, определившие пути развития теории и практики киномонтажа.

Проблемы и тенденции современного монтажа в кино и на телевидении.  Видеомонтажное оборудование. Линейный, нелинейный монтаж.  

Основы кинематографического мастерства

Кинорежиссура как соподчинение компонентов содержательной формы создаваемого фильма и как руководство коллективным творческим процессом; сходство и различие театральной и кинорежиссуры; литературный и постановочный сценарий; режиссерская экспликация; основные этапы реализации режиссерского замысла; организация предкамерного пространства; мизансцена и мизанкадр; киномонтаж, его основные функции и виды; кинорежиссер и киноактер; индивидуальный творческий стиль кинорежиссера; понятие “авторское кино”.

Кинодраматургия  Кинодраматургия как область  литературно-кинематографического  творчества,               как новый род литературы, предназначенный для экранного воплощения; основные этапы становления  кинодраматургии и сценарной формы;  кинорежиссер и кинодраматург; сценарий и фильм; тема, фабула, сюжет, композиция киносценария; драматический  конфликт  и  характер в киносценарии; сцена и эпизод; элементы киносценария; жанры  кинодраматургии; особенности  кинодраматургии               неигровых видов кино и художественной мультипликации.

 Кинооператорское мастерство Кинооператорское мастерство как специфическая для кино область художественного              творчества; операторское  искусство и традиции  живописи, графики и фотографии; роль оператора-постановщика  в пластической реализации  драматургического  материала  и режиссерского замысла;  основные  выразительные  средства              операторского искусства: свето-тональная и колористическая композиция, крупность плана, ракурс, движение камеры; изобразительные спецэффекты; кинооператор и художник фильма; павильонные и натурные съемки; особенности операторского искусства в неигровых видах кино.

 Звуковое решение фильма. Использование  музыки  в немом кино;  речь,  шумы,  музыка как выразительные элементы образного языка звукового фильма; звуко-зрительный экранный образ; способы сочетаний звука и изображения; звукорежиссер как участник   коллективного процесса создания фильма; звуковая экспликация фильма; творческие аспекты деятельности звукорежиссера; синхронная запись актерских сцен; озвучивание; запись музыки и шумов, звуковой монтаж фонограммы; перезапись фильма и изготовление исходных материалов.

Мастерство художника фильма. Постановочные средства кинематографа. Художник-постановщик фильма  как  автор изобразительно-декорационного воплощения драматургической основы и режиссерского  замысла кинопроизведения; искусство художника кино и традиции  живописи, графики, скульптуры; изобразительная экспликация фильма; эскизы декораций, раскадровка;             выбор мест натурных съемок; художник и организация предкамерного пространства; основные функции и выразительные  средства  художника-декоратора, художника по костюмам, художника- гримера.

Музыкальные дисциплины

История музыки. Музыкальная культура древних цивилизаций. Основные этапы развития раннего европейского музыкального искусства. Вокально-хоровая полифония эпохи возрождения; искусство барокко XVII века; эпоха Просвещения и формирование венской классической школы. Романтическое искусство XIX века, национальные музыкальные школы. Новые течения конца XIX - начала XX века: импрессионизм, экспрессионизм, нововенская школа и др. Древнеславянский фольклор как основа русского музыкального искусства. Древнерусская певческая культура X-XVI веков. Формирование профессиональной русской композиторской школы в XVIII веке, становление русской классики в XIX веке. Музыкальная культура в советский период. Музыка ХХ века: новые виды композиторской техники. Понятие масскультуры, разнообразие видов и направлений (джаз, рок, киномузыка и др.). Особенности третьего направления. Основные тенденции последних десятилетий. Ведущие композиторы этого периода.

Теория музыки. Повторение и обобщение вопросов лада, метроритма, мелодии, фактуры. “Музыкальный стиль” как эстетическая категория, ее разновидности: стиль эпохи, стиль национальной школы, индивидуальный стиль композитора. Выразительные возможности гармонии. Ладово-функциональные качества звучаний и гармонический колорит. Участие гармонии в создании музыкальной формы. Взаимосвязь гармонии и других компонентов музыкального языка. Гармония и музыкальный стиль. Этапы исторического развития гармонии. Изучение структуры музыкального произведения, ладово-гармонических и полифонических элементов музыкальной фактуры, историко-стилистических и жанровых предпосылок процесса становления и формы музыкального произведения. Всестороннее развитие музыкального слуха посредством таких форм работы, как диктант (письменный и устный). Слуховой анализ развернутых гармонических последовательностей и пение по цифровке. Развитие навыков сольфеджирования с листа.

Основы музыкальной драматургии. Понятие “музыкальная драматургия”, ее структурные элементы. Драматургические функции музыки: эмоциональная и смысловая характеристики, создание атмосферы действия, конфликтное столкновение противоборствующих образов, организация темпо-ритма, конструктивно-композиционное построение  музыкального действия. Лейтмотив, его функции в создании музыкального образа и объединяющие свойства в конструировании целостного произведения. Сочетание музыкального и изобразительного решения в театре, кино, на телевидении, в компьютерных искусствах. Музыкальный и звуковой контрапункт.

Сценическая речь и актерское мастерство

Техника речи – артикуляция, дикция, дыхание, голосоведение. Орфоэпия. Логика речи. Речевая характерность. Основы  теории  стихосложения. Стихотворная речь. Публицистический текст. Анализ публицистического произведения Средства выразительного словесного действия. Речевое озвучивание фильма.

Учение К.С.Станиславского. Элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое  действие, задача,  цель, сверхзадача, атмосфера, физическое  самочувствие,  конфликт, событие  и  др. Принципы перевоплощения . Перспектива  актера  и  перспектива  роли. Характер и характерность. Жанр и стиль. Средства актерской выразительности и способ перевоплощения в образ (в зависимости от специализации).

Пластические средства выразительности в анимации. Принципы перевоплощения. Выразительная артикуляция персонажей. Классический и современный стиль движения в анимации. Способы перевоплощения в анимационный персонаж. Степень условности в анимации и пантомиме

Основы информатики

Основные понятия теории информации. Место и роль информатики в системе художественного творчества. История и главные направления развития электронно-вычислительной техники; информационные сети; сети Интернет; системные, инструментальные и прикладные программы; персональные информационные системы.

Национально -регионально  (вузовский) компонент*

Дисциплины и курсы по выбору студента

 

Специальные дисциплины   

Федеральный компонент

 

Режиссура мультимедиа-программ.

Мультимедиа – новое авторское, синтетическое, творческое средство воздействия на человека. Динамическая среда звука, графики, анимации, видео и текста, используемая при создании мультимедиа-программ.

Единство яркой художественной выразительности и высокой технической грамотности – основа профессионального мастерства режиссера мультимедиа. Режиссура мультимедиа как соподчинение компонентов содержательной формы создаваемого мультимедиа-проекта и как руководство коллективным творческим процессом. Работа режиссера с художником графических изображений, специалистами в области компьютерной анимации, видеооператором, звукооператором, программистами и др.

Литературный и постановочный сценарий. Режиссерская разработка. Основные этапы реализации режиссерского замысла.

Организация интерактивного художественного пространства. Использование выразительных средств звука и изображения. Монтаж видеоизображения, его основные функции и виды. Работа с актерами по созданию звукозрительного образа мультимедиа-программы. Индивидуальный творческий стиль режиссера.

Специфические особенности режиссуры презентационных программ и мультимедиа-рекламы, интерактивных игр и развлекательных программ, обучающих и образовательных программ.

Реализация практических знаний по разработке и созданию мультимедиа-композиций: презентационных программ; мультимедиа-рекламы; Web – сайтов; обучающих и образовательных программ; интерактивных игр и др.

Программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа

Аппаратные и программные средства мультимедиа. Сравнительный анализ и характеристики аппаратных средств мультимедиа для персональных компьютеров: звуковые карты, акустические системы, мультимедийные видеоадаптеры, устройства чтения и записи CD-ROM, устройства чтения DVD-ROM, цифровые видеокамеры, цифровые фотокамеры. Драйверы устройств, обеспечивающие функционирование аппаратных средств мультимедиа.

Форматы файлов для сохранения графических изображений, фотографий, аудиоклипов и видеоклипов. Программное обеспечение для преобразования файлов определенного типа из одного формата в другой. Сравнительный анализ и возможности программных средств мультимедиа: графические редакторы, редакторы обработки фотоизображений, программы анимации изображений, программы трехмерного моделирования, рендеринга и анимации, программы редактирования и монтажа звуковых файлов, программы монтажа видеофайлов, программы объединения мультимедиа компонентов  в единый комплекс.

Аудиовизуальные искусства

Основы истории и теории кино, телевидения и других экранных искусств. Общие и специфические средства художественной выразительности различных видов аудиовизуальных искусств.

     Основные этапы становления и развития кино, телевидения, видео как самостоятельных видов искусств. История становления и развития компьютерных видов искусств. Ведущие жанровые формы, драматические принципы построения аудиовизуальных искусств.

     Творчество и индивидуальные характеристики стиля выдающихся мастеров. Проблемы взаимодействия техники и творчества в аудиовизуальных искусствах

Компьютерная графика и анимация.

Жанрово-стилевые возможности художественной анимации. Основные этапы становления и развития отечественной и зарубежной анимации. Использование различных видов графических объектов в мультимедийных программах. Создание трехмерных виртуальных миров. Эстетическое воздействие трехмерных изображений и их преимущество перед плоской графикой.

Классификация средств компьютерной графики и анимации. Пакеты компьютерной графики для полиграфии. Программы двухмерной компьютерной живописи. Презентационные пакеты. Программы двухмерной анимации, используемые для создания динамических изображений и спецэффектов в кино. Программы для двухмерного и трехмерного моделирования, применяемые для дизайнерских и инженерных разработок; пакеты трехмерной анимации, используемые для создания рекламных и музыкальных клипов и кинофильмов.

Комплексы для обработки видеоизображений, необходимые для наложения анимационных спецэффектов на видеозапись. Программы для научной визуализации.

Компьютерные музыкальные технологии

Компьютерные музыкальные технологии. введение в компьютерную и электронную музыку. История развития электромузыкальных инструментов. Музыкальные прикладные программы. Технологии музыкальных стилей в электронной музыке. Традиционная нотография и ее применение в компьютерных технологиях. МИДИ –интерфейс электромузыкальных инструментов. Основные компоненты МИДИ системы. Аппаратные и программные средства звуко-тембрального и музыкального программирования. Методы синтеза звуков. Музыкальные редакторы. Основы электронно-музыкальных композиций Программные способы записи и аранжировка музыки.

Основы рисунка и живописи

Основы рисунка и живописи через систему последовательно усложняющихся заданий. Конструктивно-пластические законы, выявление логики построения формы. Организация пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка, организация пространства формата с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма движения, равновесия масс и т.д. Разнообразные техники и технологии рисунка, их изобразительно-выразительные возможности. Изучение сложившихся в историческом и стилистическом контексте живописных традиций, законы колористической живописи (свет, тон, цвет, колорит), практическое освоение техники и технологии живописи, их изобразительно-выразительных возможностей. Организация пространства средствами живописи. Композиционные возможности средств живописи.

Изобразительная композиция мультимедиа-программы

Подчинение изобразительной композиции мультимедиа-программы общему замыслу произведения. Синтез всех изобразительных средств для разрешения   композиционных задач мультимедиа-программы.

Художник-постановщик как автор изобразительного воплощения драматургической основы и режиссерского замысла мультимедиа-проекта (интерактивного художественного пространства).

Изобразительная экспликация мультимедиа-программы. Эскизы, раскадровка. Основные функции и выразительные средства художника компьютерной графики, художника-аниматора.

Роль видеооператора в пластической реализации драматургического материала и режиссерского замысла. Основные  выразительные средства операторского искусства: светотональная и колористическая композиция, крупность плана, ракурс, движение камеры, изобразительные спецэффекты.

Изобразительные средства и возможности фотографии. Композиционное построение фотокадра. Световое решение фотографического снимка. Тональное решение фотографического снимка. Жанры современного фотоискусства.

Звуковой дизайн мультимедиа-программы

Создание звукового ряда мультимедиа-композиции с использованием разнообразных средств художественной звуковой выразительности. Речь, шумы, музыка как основные элементы образного языка мультимедиа-программы. Выразительные возможности звука (пространственное впечатление, тембральная окраска, динамический рисунок и т.п.). Акустические характеристики звука. Звукозрительный экранный образ. Способы сочетания звука и изображения. Звукорежиссер как участник коллективного процесса создания мультимедиа-программы. Звуковая экспликация. Творческие аспекты деятельности звукорежиссера. Технологические этапы создания звукового ряда мультимедиа-программы: запись речи, музыки и шумов, звуковой монтаж фонограммы, сведение звуковых компонентов. Современные технические средства записи, редактирования и воспроизведения звука.

Основы драматургии  аудиовизуальных программ

Кинодраматургия как область литературно-кинематографического творчества, как новый род литературы, предназначенной для экранного воплощения. Основные этапы становления кинодраматургии и сценарной формы. Кинорежиссер и кинодраматург. Сценарий и фильм. Тема, фабула, сюжет, композиция киносценария. Драматический конфликт и характер в киносценарии. Сцена и эпизод. Элементы киносценария. Жанры кинодраматургии. Особенности кинодраматургии неигровых видов кино и художественной мультипликации.

Особенности телевизионной драматургии.

Создание интерактивных драматургических структур в мультимедиа-проектах.

Специфические особенности драматургии презентационных программ и мультимедиа-рекламы, интерактивных игр и развлекательных программ, обучающих и образовательных программ.

Цифровой  звук и видео

Цифровая обработка аудио- и видеосигналов: преимущества и недостатки обработки аудио- и видеосигналов в  форме.

Представление аудиосигнала в цифровой форме, дискретизация и квантование звукового сигнала, цифровая обработка звуковых сигналов, системы сжатия цифровых аудиосигналов.

Электронный монтаж и редактирование фонограмм.

Представление видеосигнала в цифровой форме, дискретизация и квантование видеосигнала, кодирование, аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Цифровые формы видеозаписи.

Методы сжатия цифровых потоков. Этапы создания видеоизображения в мультимедиа-программах. Инструментальные средства и технология компьютерной обработки видеоматериалов.

Национально -регионально  (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента

Дисциплины специализации

Факультативы

 

1800

1260

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

408

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

270

270

 

 

1500

1200

 

130

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

122

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

212

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150

150

 

4806

3906

 

982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

450

450

300

450

 

* В данном разделе необходимо предусмотреть дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” объемом 100часов (из них 36 часов аудиторных).

Всего часов теоретического обучения – 8856

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника  по специальности

053600 Режиссура мультимедиа-программ                                                                            

5.1. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки режиссера мультимедиа-программ при очной форме обучения  составляет 260 недель, в том числе:

       теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую        работу студентов,  практикумы, в том числе лабораторные,        а также

экзаменационные сессии     -      164 недели

практики                      -   не менее 25 недель

Ознакомительная  практика -1 неделя проводится после 1 семестра.

Учебно-творческая практика –4 недели проводится после 2,4,6 семестров

Производственная практика – 20 недель проводится в 9 семестре.

       Итоговая государственная  аттестация, включая подготовку и защиту        выпускной квалификационной работы - не менее 22 недель.

       Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не более      - 49 недель.

5.2. Для  лиц,  имеющих  среднее (полное) общее образование, сроки  освоения  основной  образовательной  программы  подготовки Режиссера мультимедиа-программ  по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения,  а также в случае сочетания различных форм  обучения  могут увеличиваться вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного  стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа  в неделю,  включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем  аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не  менее  160 часов в год.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы выпускника по специальности  053600 Режиссура мультимедиа-программ

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной           программы подготовки  режиссера мультимедиа-программ.

 

 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу для  подготовки выпускников по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ с присвоением квалификации, указанной в п.1.2. на основе  настоящего государственного образовательного стандарта.

Реализация дисциплин  по  выбору студента  является обязательной для вуза (факультета),  а факультативные дисциплины,  предусматриваемые учебным планом высшего  учебного заведения,  не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы  (проекты)  рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам,  включенным в учебный  план высшего учебного заведения, должна выставляться   итоговая оценка (“отлично”, “хорошо”,  “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” или “зачтено”, “незачтено”).

Специализации предполагают получение более углубленных  профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При  реализации  основной  образовательной  программы высшее учебное заведение имеет право:

-   изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин,  в пределах 5%;

-         формировать цикл  гуманитарных  и  социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык"    объеме не менее  340 часов),  "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), “Отечественную историю” и ”Философию”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина  является  частью общепрофессиональной или специальной подготовки,  выделенные на ее изучение часы,  могут  перераспределяться  в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

            - занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и  социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических  занятий, заданий  и семинаров по программам,  разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,  национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,  обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;           

- устанавливать необходимую глубину  преподавания  отдельных разделов дисциплин,  входящих  в  цикл гуманитарных и социально-экономических, в соответствии с профилем специальности;

- устанавливать наименование специализаций (по согласованию с УМО) перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки режиссера мультимедиа-программ в  сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения:

 для лиц,  имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля  продолжительность обучения составляет не менее 3 лет;

для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем не соответствующим получаемому образованию, продолжительность обучения составляет не менее 3 лет;

для лиц, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля продолжительность обучения составляет не менее 2 лет. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов,  полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц,  уровень образования или способности  которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ с присвоением квалификации, указанной в п.1.2.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного  специалиста  должна обеспечиваться педагогическими кадрами,  имеющими,  как правило,  базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой, научной и/или  научно-методической деятельностью;  преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и/или опыт деятельности  в  соответствующей профессиональной сфере. Не менее 50% из них должны иметь ученую степень, и/или звание (Народный артист, Заслуженный артист, Заслуженный деятель искусств, лауреат международных или всероссийских конкурсов), и/или отмечены государственными премиями, наградами в области искусств, и/или иметь общепризнанный  авторитет в сфере создания мультимедиа-программ.                                 

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению  учебного           процесса по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ с присвоением квалификации, указанной в п.1.2.

6.3.1. Подготовка высококвалифицированного специалиста режиссера мультимедиа-программ должна  предусматривать наличие:

1.Учебных программ по профессиональным дисциплинам и специальным дисциплинам.

2.Научной литературы и учебных пособий по циклам дисциплин примерного учебного плана (перечень литературы, включающий труды  К. Станиславского, С.Эйзенштейна, Л.Кулешова, В.Пудовкина, А.Довженко, Д.Вертова, Э.Шуб, М.Ромма, А.Тарковского, а также методологические пособия и разработки должны быть включены в учебные программы соответствующих дисциплин)

3.Фильмов и видеофильмов, которые должны собираться и храниться в фильмотеке, видеотеке института.

Реализация основной   образовательной  программы подготовки дипломированного специалиста режиссера мультимедиа-программ должна обеспечиваться доступом  каждого студента к библиотечному, архивному и кино-видео  фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной  образовательной  программы,  наличием  методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию,  практикам,  а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.3.2. Изучение специальных дисциплин  сопряжено с выполнением разнообразных практических заданий, имеющих тенденцию к поэтапному усложнению: письменные работы, раскадровки, фото- и видеосъемки, сценические этюды, сценические отрывки на материале современной и классической литературы, видеорепортаж, видеоэтюд с использованием визуальных эффектов, постановочные и монтажные разработки,  учебные работы по созданию компьютерной графики и анимации, режиссерские экспликации, работы по видеомонтажу, по созданию гиперактивных мультимедиа-программ.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного              процесса по специальности 053600 Режиссура мультимедиа-программ с присвоением квалификации, указанной в п.1.2.

 

Высшее учебное заведение,  реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей  действующим санитарно-техническим нормам  и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,  практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных примерным учебным планом и научно-исследовательской работы студентов. Для обучения студентов учебное заведение должно иметь: фото-, видеокамеры и видеомагнитофоны; компьютерные комплексы с необходимым периферийным оборудованием для ввода-вывода и обработки статических цветных изображений, оцифровки видеоизображений в реальном времени и подготовки видеосюжетов на основе принципов нелинейного монтажа; высокопроизводительную профессиональную графическую станцию и устройства воспроизведения и записи DVD дисков; цифровые и/или аналоговые микшерные пульты; высококачественные устройства воспроизведения, в том числе мультимедийный проектор; средства высококачественного звукового контроля.

Кроме того, материально-техническая база, обеспечивающая проведение подготовки дипломированного специалиста, должна включать:

учебные аудитории, библиотеку, читальный зал, кабинет истории кино (киноведения), тон-студию, изо-кабинет, фильмотеку, фильмохранилище, аппаратную с кинопроекционной аппаратурой, просмотровые залы (кино-, видео-), видеотеку, видеомагнитофоны, видеокамеры (VHS, супер VHS или Hi –8), персональные компьютеры, обеспеченные монтажной видеоплатой, записывающим СD-ROM, выходом в интернет, сканирующей аппаратурой, собрание лазерных дисков, ксероксы, диктофоны.

 

6.5. Требования к организации практик

Задачей практики является более глубокое освоение материала, полученного при изучении специальных дисциплин, ознакомление с реальными условиями производства мультимедиа-программ в студиях мультимедиа-дизайна, теле- и видеостудиях; кинопроизводства и функционирования телевидения и других средств массовой информации, а также с производственным процессом в издательствах, рекламных студиях и агентствах и т.д.; знакомство со спецификой смежных профессий: режиссуры, монтажа, менеджмента, продюсерства,  телевизионной и печатной журналистики, кинооператорского дела, звукорежиссуры и т.д.

Учебная практика проводится в различных организациях, связанных с производством мультимедиа-программ: на кино-, теле- и радиостудиях, студиях мультимедиа-дизайна  и видеорекламы, в редакциях журналов и газет и пр.

Производственная практика предполагает самостоятельную работу студента над определенным проектом, который может иметь реальную производственную судьбу.

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 053600   Режиссура мультимедиа-программ

7.1. Требования к итоговой  государственной  аттестации           выпускника.

 

     7.1.1. Итоговая      государственная         аттестация выпускника  включает выпускную квалификационную работу   и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

     7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Выпускная квалификационная работа режиссера мультимедиа-программ представляет собой самостоятельную разработку и создание мультимедиа-проекта (2-3 презентационные и рекламные мультимедиа-программы /обучающую программу на диске CD-ROM/, развлекательную программу – интерактивную игру) в зависимости от специализации.

Для защиты дипломной работы студент представляет следующий пакет документов (помимо самой работы):

-режиссерский сценарий

-реферат, раскрывающий творческие и технологические задачи создания звукозрительного образа мультимедиа-программы.

7.1.3. Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки теоретических знаний в области режиссуры мультимедиа-программ, усвоенный студентом во время обучения. В связи с этим государственный экзамен включает вопросы по следующим дисциплинам: а) режиссура мультимедиа-программ; б) теория и практика монтажа; в) программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа; г) изобразительная композиция мультимедиа-программы; д) звуковой дизайн мультимедиа-программы.

7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

     Выпускник должен уметь решать  задачи,  соответствующие  его квалификации,  указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист – режиссер мультимедиа-программ должен обладать необходимой глубиной знаний в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, способствующих реализации его профессиональной деятельности.

В области физической культуры -  знать  и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;   владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.

 

По общепрофессиональным и специальным дисциплинам специалист должен:

-                     ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;

-                     обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

-                     понимать специфику выразительных средств различных видов искусств;

-                     обладать знаниями в области общих основ истории кино, телевидения и других экранных искусств;

-                     понимать специфику и характер выразительных средств смежных профессий (специальностей);

-                     обладать знаниями в области общих основ теории режиссуры, кинодраматургии, монтажа, актерской профессии;

-                     владеть навыками режиссуры, монтажа, основами актерского мастерства по профилю специализации;

-                     иметь развитую способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

-                     обладать ярко выраженной творческой фантазией, развитым чувством ритма и музыкальным слухом, чувством композиции и чувством художественной формы, педагогическими и организаторскими способностями;

-                     иметь опыт реализации художественного замысла в фильме с использованием современных художественных и технологических средств;

-                     обладать навыками руководства творческо-производственной деятельностью.

По дисциплинам специализации.

Конкретные требования к знаниям и навыкам, получаемым по дисциплинам специализации, устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из специфики конкретных видов деятельности по специализациям.

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

     Учебно-методическое объединение по образованию в области кинематографии   и телевидения.

 

          Государственный образовательный стандарт высшего  профессионального образования  одобрен  на  заседании Учебно-методического объединения по  специальности    от 24.июня 2002г. протокол №4

                                         (указывается  дата проведения

                                          заседания УМС и N протокола).

 

     Председатель Совета УМО   ____________________                                 А.В.Новиков

                                                                         (подпись)

    

Заместитель председателя Совета УМО ________________                     А.Н.Золотухина

                                                                        (подпись)

    

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 Руководитель Департамента

образовательных программ и

стандартов профессионального

образования                                  _______________________  В.И.Кружалин                                                               

                                                                      (подпись)

Начальник отдела

гуманитарного, экономического

и юридического образования  _________________________ В.Е.Иноземцева

                                                                      (подпись)

 

Главный специалист отдела

гуманитарного, экономического и

юридического образования  __________________________  М.Л.Чураева                                                                         

                                                                 (подпись)

Рейтинг@Mail.ru