Ранее этот государственный стандарт имел номер 053700 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

Вернуться к списку образовательных стандартов

Приложение N 3 к приказу

 

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Заместитель Министра

                                                                                       образования Российской

                                                                                      Федерации

                                                                                    __________Л.С.Гребнев

                                                                                                   17.12.2002г.

                                                                   Номер государственной регистрации

                                                                 540 иск/сп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

 

 

Специальность 053700 ПРОДЮСЕРСТВО КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Квалификация:   Продюсер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводится  с момента утверждения

 

 

 

 

 

Москва  2002
           1. Общая характеристика специальности 

053700 Продюсерство кино и телевидения

 

1.1.Специальность  утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации  № 181    от 24.01.2002.

1.2. Квалификация выпускников по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения:   продюсер

 Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки  специалиста  по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник  продюсер подготовлен к руководству процессом создания и реализации аудиовизуального произведения. Осуществляет экспертную оценку художественных достоинств и зрительского потенциала кино- и телепроекта. Вырабатывает вместе с авторами аудиовизуального произведения оптимальную тактику его создания и проката, объединяет и направляет творческо-производственную деятельность создателей аудиовизуального произведения. Организует и обеспечивает творческий и технологический процессы подготовки, съемок и монтажа произведения. Осуществляет контроль над соответствием снимаемого материала принятой художественной концепции фильма, принимает готовый фильм. Вырабатывает прокатную политику, организует и обеспечивает продвижение аудиовизуального произведения в кино- и телеаудиторию.

1.4. Возможности продолжения образования выпускников продюсеров, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения..

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента -  среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ  государственного  образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании,  или начальном  профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности Продюсерство кино и телевидения высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные  вступительные  испытания  профессиональной направленности.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности

053700 Продюсерство кино и телевидения

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки  продюсера разрабатывается на  основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя  учебный  план,  программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки  продюсера    к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются  настоящим  государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки продюсера состоит из дисциплин федерального  компонента,  дисциплин  национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента  в  каждом  цикле  должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная  образовательная  программа подготовки продюсера должна предусматривать  изучение  студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД -  специальные дисциплины;

цикл ДС -  дисциплины специализации;

           ФТД- факультативы;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины по данной специальности не предусматриваются. Необходимый  для специалиста уровень знаний закладывается в циклах ОПД и СД.

3.5. Содержание  национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки продюсера должно обеспечивать подготовку выпускника в  соответствии  с  квалификационной характеристикой,  установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

                             

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки продюсера по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения

 

индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

ГСЭ.Ф.00

 

ГСЭ.Ф.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.04.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.05.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.06.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Ф.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГСЭ.Р.00

ГСЭ.В.00.

 

ОПД.00

ОПД.Ф.00

 

ОПД.Ф.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.06

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Ф.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПД.Р.00

ОПД.В.00

 

СД.00

СД,Ф.00

 

СД.Ф.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.04

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.09

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Ф.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СД.Р.00

СД.В.00

ДС.00

ФТД.00

 

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

 

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;  основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

     Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

     Понятие дифференциации лексики по сферам  применения  (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

     Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,  фразеологических единицах.

     Понятие об основных способах словообразования.

     Грамматические навыки,  обеспечивающие  коммуникацию  общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении;

Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

     Понятие об обиходно-литературном,  официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности

Научного стиля.

     Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

     Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием  наиболее  употребительных  и  относительно  простых  лексико-грамматических средств в  основных  коммуникативных  ситуациях неофициального  и  официального  общения.  Основы  публичной речи (устное сообщение, доклад).

     Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

     Чтение. Виды  текстов:  несложные  прагматические  тексты  и тексты по широкому и узкому профилю специальности.


    Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

 

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.  Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.  Законодательство  Российской Федерации о физической культуре и спорте.  Физическая культура личности.

     Основы здорового образа жизни студента.  Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

     Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

     Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

     Профессионально-прикладная физическая подготовка  студентов.

     Основы методики  самостоятельных  занятий  и самоконтроль за состоянием своего организма.

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XIXIIвв. Социально-политические изменения в русских землях XIIIXV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно- промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века  и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизация. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.:  нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993г.

Становление новой российской государственности (1993-1999гг). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Философия

Предмет философии.  Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления в философии, и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

     Учение о бытии. Монистические и плюралистические  концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека.  Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс;  личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести

      Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

 Будущее человечества.  Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Культурология

Структура и состав современного культурологического  знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

     Методы культурологических  исследований.


     Основные понятия культурологии:  культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

     Типология культур.  Этническая  и национальная,  элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические  и  "серединные" культуры.  Локальные культуры.  Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

     Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

     Культура и личность.  Инкультурация и социализация.

Политология

     Объект, предмет и метод политической науки.  Функции политологии.      Политическая жизнь и властные отношения.  Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

     История политических учений.  Российская политическая традиция:  истоки,  социокультурные основания,  историческая динамика. Современные политологические школы.      Гражданское общество,  его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

     Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система.  Политические  режимы,  политические  партии, электоральные системы.

     Политические отношения и процессы.  Политические конфликты и способы их разрешения.  Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.      Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.      Социокультурные аспекты политики.      Мировая политика и международные отношения.  Особенности мирового политического процесса.  Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
                           

     Методология познания политической реальности.  Парадигмы политического знания.  Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.      Норма права и нормативно-правовые акты.      Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.      Закон и подзаконные акты.      Система российского права. Отрасли права.      Правонарушение и юридическая ответственность.      Значение законности и правопорядка в  современном  обществе. Правовое государство.

     Конституция Российской Федерации - основной закон  государства.

     Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

     Понятие гражданского правоотношения.  Физические и юридические лица. Право собственности.

     Обязательства в гражданском праве и  ответственность  за  их нарушение. Наследственное право.

     Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

     Трудовой договор (контракт).  Трудовая дисциплина и  ответственность за ее нарушение.      Административные правонарушения и  административная  ответственность.

     Понятие преступления.  Уголовная ответственность за совершение преступлений.      Экологическое право.      Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

     Правовые основы защиты государственной тайны.  Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и  государственной тайны.


Психология и педагогика

Психология:  предмет, объект  и  методы  психологии.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

     Психика и организм.  Психика,  поведение и деятельность. Основные функции психики.      Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.      Мозг и психика.      Структура психики.  Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

     Познавательные процессы.  Ощущение.  Восприятие. Представление.  Воображение.  Мышление и интеллект.  Творчество.  Внимание. Мнемические процессы.

     Эмоции и  чувства.      Психическая регуляция поведения и деятельности.     Общение и речь.      Психология личности.      Межличностные отношения.      Психология малых  групп.      Межгрупповые отношения и взаимодействия.

         Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

     Образование как общечеловеческая ценность.  Образование  как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России.  Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

     Педагогический процесс. Образовательная,  воспитательная   и развивающая функции обучения.       Воспитание в  педагогическом процессе.      Общие формы организации учебной деятельности.  Урок, лекция, семинарские,  практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

      Методы, приемы, средства организации и управления  педагогическим процессом.


      Семья как субъект педагогического взаимодействия  и  социо-культурная среда воспитания и развития личности.

     Управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи

 Стили современного русского литературного языка.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка.

Нормативные, коммуникативные, этнические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

 Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание, завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков письма и говорения. 

Социология

Предыстория и  социально-философские  предпосылки социологии как науки.  Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории.  Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

     Общество и социальные институты.  Мировая система и процессы глобализации.

     Социальные группы  и  общности.  Виды общностей.  Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

     Социальные движения.

     Социальное неравенство,  стратификация и социальная  мобильность. Понятие социального статуса.

     Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

     Культура как  фактор  социальных  изменений.  Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.      Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

     Социальные изменения.  Социальные революции и реформы.  Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.      Методы социологического исследования.

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

     Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизирования прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции.  Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика  Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.  Формирование открытой экономики

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента

 

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

 

История отечественного и зарубежного кино 

История отечественного кино. История кино как научная дисциплина. Принципы периодизации. Место кино в современной системе средств массовых коммуникаций. Кинематограф в дореволюционной России. Связь с национальным театром, литературой, фольклором и поиски специфических средств экранной выразительности. Место российского кино в процессе становления мирового кинематографа. Рождение советского кино. Национализация кинематографа. Идейно-художественный и организационный опыт кинематографа первых лет советской власти. Многообразие стилевых и жанровых форм в советском многонациональном кино 20-х годов. Новаторский характер поисков и открытий ведущих кинематографистов; значение их творческих, практических и теоретических трудов в становлении кино как искусства. Достижение киноискусства в области звуко-зрительной выразительности экрана, в развитии его драматически-повествовательных возможностей в 30-е годы. Негативное влияние на кинопроцесс партийно-государственного идеологического контроля. Особенности развития киноискусства в годы Великой Отечественной войны. Влияние эстетики хроникально-документального кино на игровое. Кризис советского кино в первые послевоенные годы; “малокартинье”, утверждение на экране официозной, бесконфликтно-украшательской эстетики. Расцвет советского многонационального кино в пору постсталинской оттепели. Обогащение гуманистического потенциала; обновление образного языка экрана; противоречивость развития кино в годы “застоя”: развитие плодотворных тенденций предыдущего периода и ужесточение идеологической регламентации, бюрократической централизации в области кино. Преобразование системы производства и проката фильмов в пору горбачевской перестройки и в постсоветские годы; распад советской многонациональной кинематографии. Противоречия и проблемы российского кино на современном этапе.

История зарубежного кино. Рождение кинематографа как закономерный итог технического прогресса и тенденция к синтезу пространственных и временных искусств. Принципы периодизации истории мирового кинематографа, логика его географического и хронологического распространения. Становление кинопроизводства и кинопроката, их влияние на место и положение художника в творческом процессе.

Кинематограф начала века: влияние смежных искусств, поиски самостоятельного языка и кристаллизация основных киножанров. Становление кинодраматургии. Формирование ведущих творческих профессий, перевод кинопроизводства на промышленные рельсы в Голливуде. Новаторские достижения мастеров американского, немецкого и французского кино 20-х годов, обретение кинематографом эстетической независимости. “Немое” кино как искусство монтажно-пластической выразительности; значение творческой практики и теоретических открытий ведущих мастеров Западной Европы и США в его становлении.

Технический прогресс кинематографа 30-х годов (появление звука, освоение цвета), новый этап в развитии кинодраматургии. Эволюция основных творческих профессий, влияние театра и литературы. Социальный кинематограф США и “поэтический” реализм мастеров кино Франции как наивысшее достижение кинематографического реализма Запада в 30-е годы. Мировая война и рост документализма. Смена эстетических критериев; неореализм и эстетика достоверности. Авторский кинемаграф 50-х годов и его влияние на новые школы национального кинематографа в странах Европы, Америки и Азии. “Постмодернизм” и эволюция массового кинематографа. Технологические сдвиги, конкуренция телевидения и видео. Современный кинематограф в системе средств массовой коммуникации.

История  телевидения Предыстория телевидения. Элементы и открытие регулярного телевещания в США и Западной Европе. Экспериментальный период российского телевидения (20-30-е годы). Становление и развитие американской системы ТВ. Становление и развитие ТВ в Западной Европе. Российское телевидение 40-х и 50-х годов. Российское телевидение периода “оттепели”(60-е годы). Советское телевидение периода застоя. Кабельно-спутниковое телевидение США и Западной Европы. Основные вехи развития японского ТВ. Становление ТВ в развивающихся странах. Отечественное ТВ периода перестройки. Отечественное ТВ на современном этапе. Место телевидения в системе современных средств массовой информации.

История русского и зарубежного театра 

История русского театра. Скоморошество в Древней Руси; литургическая драма, школьный и придворный театр в XVII веке; театр XVIII века    классицизм и сентиментализм на русской сцене, зарождение "простонародного" театра; романтический и реалистический театр XIX века; возникновение частной антрепризы, развитие провинциального театра; новаторские поиски и открытия в русском театре конца XIX - начала XX веков; развитие театрального искусства после октября 1917 г. —  многообразие эстетических программ и творческих течений в театре 20-х годов; противоречивость развития театрального искусства в условиях тоталитарного режима в 30-50-е годы; развитие театрального искусства в период постсталинской "оттепели" и в 60-80-е годы; русский театр на современном этапе.

История зарубежного театра.

Древнейшие ритуальные игрища и празднества; мистерии и сатурналии; постепенное отделение театрального действа от обрядово-культовой основы; театр Древней Греции и Древнего Рима, жанры комедии и трагедии, появление литературной драматургии; древние театральные формы Древнего Востока, особые формы сценической условности; европейское народное театральное творчество Средневековья, представление мираклей и мистерий, сочетание религиозных и светских мотивов;  театр XV - XVI веков, расцвет жанров моралите и фарса; театр эпохи Ренессанса, комедия масок, появление первых профессиональных театров; обособление различных видов театра (начиная с XVI века оперы, с XVIII века балета и др.); распространение классицизма в театральном искусстве XVII века, создание строгой театральной системы нормативного типа;  XVIII век, театр эпохи Просвещения, сентиментализм на сцене; появление жанра мелодрамы; романтизм и реализм в театре XIX века; ХХ век: появление символизма на сцене, особенности драматургии и реформы в сценографии;  немецкий “эпический театр”, экзистенциальный театр интеллектуальной драмы, “театр абсурда”; тенденции последних десятилетий в мировом сценическом искусстве и драматургии.

История русской и зарубежной литературы

Литература как искусство слова; художественная речь и ее элементы;

пространство и время в литературном произведении; литературные роды и жанры;

культурная и литературная традиции; направления и течения в истории литературы;

литература и мифология; литература и другие виды искусства; понятие о литературном процессе; историческое развитие литературы. Античная литература; литература Средних веков и Возрождения; литература ХУ11 века, главные художественные течения: барокко, классицизм; литература ХУ111 века - века Просвещения, развитие жанра романа (бытовой, сатирический, философский);

сентиментализм; литература Х1Х века; романтизм в поэзии, прозе, драме; реализм и мастера реалистического романа; литература ХХ века; взаимоотношения модернистских и реалистических течений в первой половине ХХ века; новые черты реализма ХХ века; литература второй половины ХХ века, ее основные течения и крупнейшие явления; особенности развития литературы на современном этапе.

Древняя русская литература (Х-ХП вв.): литературные памятники Киевской Руси;

образование единого Российского государства и литература; поэтика древнерусской литературы; литература ХУП века: классицизм, просветительство, сентиментализм;

литература Х1Х века: возникновение и становление романтизма, художественное своеобразие русского романтизма; "3олотой век" русской поэзии; "Натуральная школа" 1840-х гг.; нравственные искания литературы второй половины 19 века;

расцвет реализма, поэтика реалистической литературы; литература и религиозно-философская мысль; мировое значение русской литературной классики 19 века;

литература конца Х1Х- начала ХХ веков; взаимодействие реализма и модернизма;

"Серебряный век" русской поэзии; символизм, акмеизм, футуризм; русская литература после 1917 года; многообразие литературных направлений и программ; литература в тоталитарном обществе 1930-1950-х годов; социалистический реализм; особенности художественного освоения действительности в период "оттепели" и в 60-70 годы;

процессы развития русской литературы в 80-90 годах.

История русского и зарубежного изобразительного искусства

Особенности различных видов искусства: театра, литературы, изобрази-                тельного искусства, музыки  -  их происхождение, система становления     и  развития;  место  искусства  в  эпоху  зарождения цивилизации; театр и литература античного мира; изобразительное  искусство Древней Греции и Древнего Рима; искусство Средневековья, его взаимоотношения с религией; становление и развитие русской национальной художественной  культуры; народный театр в России; литература, музыка и  изобразительное искусство эпохи Возрождения; век Просвещения и особенности эстетики литературы, театра, музыки, ИЗО; основные тенденции развития искусства  ХVIII-ХIХ вв. – классицизм, романтизм, психологический  реализм; многообразие эстетических систем, стилей, жанров и форм различных  видов  искусства ХIХ-ХХ вв.; особенности различных видов искусства на современном этапе, проблемы их взаимодействия.

 История религии

Религия как феномен культуры; ранние формы религиозной культуры; история индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма; иудаизм; возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры; основные христианские  конфессии;  история православной культуры Византии и России; история ислама и специфика  исламской  культуры; современные религиозные движения; фундаментализм  и модернизм; культура межконфессионального   диалога.

История и теория  музыки

Музыкальная грамота; сольфеджио; музыкальные формы и жанры. Западноевропейская музыка (Бах, Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт; Бетховен; романтизм в музыке: Шуберт, Шуман, Шопен; Лист, Вагнер, Дебюсси); русская музыка (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский, Скрябин, Рахманинов); музыка советского периода (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян). Краткий обзор и характеристика важнейших направлений в музыке ХХ века: экспрессионизм, неоклассицизм, додекафония, алеаторика, конкретная музыка и др.

Основы кинематографического мастерства

Кинодраматургия как область литературно-кинематографического творчества, как новый род литературы, предназначенный для экранного воплощения; основные этапы становления кинодраматургии и сценарной формы; кинорежиссер и кинодраматург; сценарий и фильм; тема; фабула, сюжет, композиция киносценария; драматический конфликт и характер в киносценарии; сцена и эпизод; элементы киносценария; жанры кинодраматургии; особенности кинодраматургии неигровых  видов кино и художественной мультипликации.

Кинооператорское мастерство. Композиция кинокадра. Изобразительная композиция фильма. Работа кинооператора над экранным образом актера. Съемочно-постановочная работа над павильонными, интерьерными, натурными объектами. Особенности съемочно-постановочной работы над фильмами некоторых видов и жанров. Кинооператорское освещение. Свет и цвет в кинокадре. Киноизобразительный стиль фильма.

Кинорежиссура как соподчинение компонентов содержательной формы создаваемого фильма и как руководство коллективным творческим процессом; сходство и различие театральной и кинорежиссуры; литературный и постановочный сценарий; режиссерская экспликация; основные этапы реализации режиссерского замысла; организация предкамерного пространства; мизансцена и мизанкадр; киномонтаж, его основные функции и виды; кинорежиссер и киноактер; индивидуальный творческий стиль кинорежиссера; понятие “авторское кино”.

Мастерство художника фильма Художник-постановщик фильма  как  автор изобразительно-декорационного воплощения драматургической основы и режиссерского  замысла кинопроизведения; искусство художника кино и традиции  живописи, графики, скульптуры; изобразительная экспликация фильма; эскизы декораций, раскадровка;              выбор мест натурных съемок; художник и организация предкамерного пространства; основные функции и выразительные  средства  художника-декоратора, художника по костюмам, художника- гримера.

Звуковое решение фильма. Использование музыки в немом кино; речь, шумы, музыка как выразительный экранный образ; способы сочетаний звука и изображения; звукорежиссер как участник коллективного процесса создания фильма; звуковая экспликация фильма; творческие аспекты деятельности звукорежиссера, синхронная запись актерских сцен; озвучание; запись музыки и шумов; звуковой монтаж фонограммы; перезапись фильма и изготовление синхронных материалов.

 Математика

Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии; линейное программирование; введение в анализ; дифференциальное исчисление; интегральное исчисление; ряды; дифференциальные уравнения; функции нескольких переменных; их производные, дифференциалы, градиент; производственные функции, функции спроса, предложения, полезности; основные понятия теории вероятностей; случайные величины; модели законов распределения вероятностей, употребляемые в социально-экономических предложениях; нормальные распределения; центральная предельная теорема; статистические методы обработки экспериментальных данных, оценка и проверка гипотез; экономико-математические методы и модели; метод математического моделирования в экономике; элементы сетевого планирования; модели управления запасами; элементы теории игр; системы массового обслуживания.

Информатика

Понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ;

основы защиты информации и сведений, методы защиты информации; компьютерный практикум.

Концепция современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;  химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

 

Национально-региональный (вузовский) компонент*                                 

Дисциплины по выбору студентов

 

Специальные дисциплины

Федеральный компонент

 

Мастерство продюсера кино и телевидения.

Основы продюсерства

История возникновения профессии; предпосылки развития продюсерского кино в мире; переходный период в развитии отечественной кинематографии и телевидения и становление рыночных отношений в аудиовизуальной сфере; роль и место продюсера, как лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за реализацию кино- и телепроекта.

Мастерство продюсера

Продюсерство кино-, видео-, телефильмов и телевизионных программ различных жанров, форм и видов; функции продюсера в процессе производства и проката этих видов аудиовизуальной продукции; возникновение идеи; работа продюсера с литературным материалом и подготовка киносценария (режиссерского сценария); оценка постановочной сложности кино-, телепроекта, определение постановочных параметров и их оптимизация; кинопроцесс и роль продюсера; постановочный проект; съемки и монтаж фильма; прокатная политика; управление ресурсами на производство аудиовизуальной продукции.

Основы теории, практики и искусства управления

Методологические основы управления; технология, структура и средства управления; эволюция и достижения мировой управленческой мысли; социально-психологические аспекты управления; искусство воздействия на личность и коллектив; культура делового общения; генерирование творческих идей; эффективное управление коллективом, стимулирование деятельности персонала и построение оптимальных организационных структур; инновационный менеджмент, производственный менеджмент; ресурсное обеспечение; менеджмент в фильмопроизводстве, киновидеопрокате и системе телевизионного вещания.

Организация производства аудиовизуальной продукции

Принципы организации фильмопроизводства; производственная структура кино-, теле-, видеопредприятий (студий, организаций); организация кино-, телепроцесса; производственный цикл; охрана труда и техника безопасности аудиовизуальной продукции. Производственный менеджмент в телерадиовещании. Управление и организация деятельности телерадиокомпаний и других структур, обеспечивающих телерадиовещание; организация подготовки  производства и выпуска в эфир телепередач; кадровое обеспечение создания телепередачи; производственно-экономические связи кино и телевидения; новые технологии в производстве телепродукции

Техника и технология кино и телевидения

Производственно-техническая база кино-, теле-, видеоорганизаций и предприятий; организационно-творческие процессы создания  и реализации  аудиовизуальной продукции; техника съемки, монтажа, озвучания, показа и других процессов создания фильмов различных видов; системы кинематографа; основные тенденции и направления развития техники и технологии кино и телевидения.

Маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности

Основы современного маркетинга; процесс управления маркетингом; методы изучения и прогнозирования рынка; оценка возможностей фирмы; разработка товаров и установление цен; методы распространения товаров; особенности зрительского восприятия фильма; стратегическое планирование; реклама; прикладные вопросы психотехнологии рекламных средств; эффективность рекламы; международный маркетинг.

Паблик рилейшнз – один из элементов современного рыночного механизма; история становления и современное состояние теории и практики связей с общественностью; деловое общение – ключевой элемент связей с общественностью; публичные выступления; невербальные коммуникации и управление; системные отношения средств коммуникаций в обществе; методы связей с общественностью; отношения со средствами массовой информации; выставки и кинорынки, полиграфические, фотографические, аудиовизуальные, электронные средства связи с общественностью; механизм взаимодействия со средствами массовой информации; связи с общественностью в мультинациональной и мультикультурной деловой среде.

Основы экономики

Общие основы экономического развития; рынок, его сущность, функции и структура; основы теории спроса и предложения; теория потребительского поведения, издержки производства; конкуренция и монополия; национальная экономика: основные цели, результаты и их измерение; механизм макроэкономического равновесия; макроэкономическая нестабильность; циклическое развитие рыночной экономики; роль государства в рыночной экономике; важнейшие формы международных экономических отношений.

Экономика аудиовизуальной сферы

Структура аудиовизуальной сферы и взаимосвязь ее областей; основные черты и особенности кинематографии, телевидения и видео как основных областей аудиовизуальной сферы, их место в системе экономических отношений; отраслевые системы кинематографии и телевидения; организация управления; государственное регулирование аудиовизуальной сферы; экономическая стратегия предприятия; внутрифирменное планирование; основные фонды и оборотные средства; ценообразование; экономический механизм функционирования предприятий аудиовизуальной сферы; система экономических связей между участниками кинопроцесса.

Предпринимательство

Сущность предпринимательской деятельности; основные условия предпринимательской деятельности;  развитие предпринимательства в России; современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; современные организационно-правовые формы культурной деятельности;  создание частного предприятия в сфере культуры; нетрадиционные источники финансирования организаций культуры; бизнес-план как основа технико-экономического обоснования предпринимательских проектов; бизнес-план создания полнометражного художественного фильма; бизнес-план реализации аудиовизуальной  продукции; основы оценки бизнеса.

Статистика

Предмет, метод и задачи статистики; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистических наблюдений; абсолютные и относительные величины; ряды динамики; индексы; статистика продукции; статистика численности работников и использование рабочего времени; статистика заработной платы; статистика основных фондов; статистика себестоимости; статистика научно-технического прогресса.

Финансы, кредит и основы бухгалтерского учета

Финансы и кредит

Деньги, банки и денежно-кредитная политика; основы международных финансово-кредитных отношений; валютные расчеты; финансовая система и финансовый рынок; бюджет и бюджетная система; специальные внебюджетные фонды; ценные бумаги как инструмент финансового рынка; рынок ссудных капиталов и кредитная система; банковая система.

Бухгалтерский учет

Содержание и функции бухучета; объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение; система бухгалтерских счетов, двойная запись; пользователи бухгалтерской информации; цели, концепции, принципы финансового учета; основное содержание и порядок ведения учета; цели и концепции управленческого учета; учет налоговых и приравненных к ним издержек; системы учета издержек по видам затрат; системы калькулирования и анализа себестоимости; взаимосвязь управленческого учета и анализа.

Авторское право. Хозяйственное и трудовое право.

 Договоры в аудиовизуальной сфере; хозяйственные договоры; заключения, исполнения и расторжения договоров; общие положения о договоре.
Авторское право. Принципы авторского права; субъекты авторского права; соавторство; авторские права; личные неимущественные права; имущественные права; служебные произведения; срок действия авторского права; авторское право и аудиовизуальное произведение; авторский договор; смежные  права; ответственность за нарушение авторского и смежных прав.

Организация управления в системе продвижения фильмов

Система реализации аудиовизуальной продукции в России, ее характеристика, состояние и перспективы развития; государственный и альтернативный кино-,теле-,видеопрокат; структура организаций управления кинопроката; государственная регистрация аудиовизуальной продукции; фильмофонд, его формирование и эксплуатация; рынки реализации аудиовизуальной продукции; место киновидеопоказа в системе кинематографии; государственная и альтернативная модели системы киновидеопоказа; финансовый менеджмент в системе киновидеопоказа; кинозрелещные предприятия; научно-технический прогресс в сфере продвижения фильмов; демонстрация фильмов; организация кинофестивалей, кинонедель и тематических показов.

Деловая этика

Этикет руководителя: правила знакомства, ведение деловых переговоров и переписки, культура оформления деловых документов, проведение деловых встреч; одежда, манеры, тон, речь в зависимости от обстоятельств и т.д.; коммуникабельность; организационная культура, определяющие признаки ее формирования, ценностные ориентации; условия формирования, поддержания и изменения; модели организационной культуры; культура внутренней жизни организации, корпоративная культура; этика продюсера; речевые коммуникации в межличностных и общественных отношениях, мультинациональной и мультикультурной деловой сфере.

Национально-региональный  (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента

Дисциплины специализации

Факультативы

 

1800

1260

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

408

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

270

270

 

2496

2080

 

558

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

434

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

290

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

208

208

 

3162

2542

 

430

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

130

 

 

 

 

 

 

 

 

 

196

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

196

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

310

310

300

450

 

* В данном разделе необходимо предусмотреть дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” объемом 100часов (из них 36 часов аудиторных).

 

Всего часов теоретического обучения      -       8208

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности

053700 Продюсерство кино и телевидения

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки  Продюсера по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения при очной форме обучения  составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую        работу студентов,  практикумы, в том числе лабораторные  -  152  недели;

экзаменационные сессии  - 28 недель

практики -      не менее 16  недель

учебная, ознакомительная , I курс – 2 нед.

производственная , III курс – 3 нед.

производственная преддипломная, V курс – 11 нед.

итоговая государственная  аттестация, включая подготовку и защиту        выпускной квалификационной работы - не менее  15 недель;

каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска -  не более 49 недель.

5.2. Для  лиц,  имеющих  среднее (полное) общее образование, сроки  освоения  основной  образовательной  программы  подготовки продюсера   по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения,  а также в случае сочетания различных форм  обучения  могут увеличиваться вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного  стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа  в неделю,  включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем  аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность  аудиторных занятий с преподавателем в объеме не  менее  160 часов в год.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускников по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения.

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки  продюсера  по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза  для  подготовки выпускников по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения с присвоением квалификации, указанной в п.1.2 на основе  настоящего государственного образовательного стандарта.

Реализация дисциплин  по  выбору студента  является обязательной для вуза,  а факультативные дисциплины,  предусматриваемые учебным планом высшего  учебного заведения,  не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы  (проекты)  рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Специализации  предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

 

По всем дисциплинам и практикам,  включенным в учебный  план высшего учебного заведения, должна выставляться   итоговая оценка (“отлично”, “хорошо”,  “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” или “зачтено”, “незачтено”).

6.1.2. При  реализации  основной  образовательной  программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин,  в пределах 5%;

формировать цикл  гуманитарных  и  социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык"    объеме не менее  340 часов),  "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), “Отечественную историю” и ”Философию”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина  является  частью общепрофессиональной или специальной подготовки,  выделенные на ее изучение часы,  могут  перераспределяться  в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и  социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических  занятий, заданий  и семинаров по программам,  разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,  национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,  обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину  преподавания  отдельных разделов дисциплин,  входящих  в  циклы гуманитарных и социально-экономических, в соответствии с профилем специальности;

 устанавливать наименование специализаций (по согласованию с УМО) перечень  дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля  их освоения студентом;

реализовывать основную образовательную программу подготовки продюсеров в  сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения:

для лиц,  имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля  продолжительность обучения составляет не менее 3 лет;

для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем не соответствующим получаемому образованию, продолжительность обучения составляет не менее 3 лет;

для лиц, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля продолжительность обучения составляет не менее 2 лет. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов,  полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц,  уровень образования или способности  которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения с присвоением квалификации, указанной в п.1.2.

Реализация основной образовательной программы подготовки по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения должна обеспечиваться педагогическими кадрами,  имеющими,  как правило,  базовое образование,  соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися  научной  и/или  научно-методической деятельностью.

           Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь высшее образование,  соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и/или общепризнанный авторитет в данной области, и/или опыт профессиональной деятельности  в   сфере кино или телевидения. Не менее 50% из них должны иметь ученую степень, и/или звание (Народный артист, Заслуженный артист, Заслуженный деятель искусств, лауреат международных и всероссийских конкурсов), и/или быть отмечены государственными премиями, наградами в области искусств. 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению  учебного           процесса по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения с присвоением квалификации, указанной в п.1.2.

 Реализация основной   образовательной  программы подготовки выпускников по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения должна обеспечиваться доступом  каждого студента к библиотечному, архивному и кино-видео  фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной  образовательной  программы,  наличием  методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем  видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию,  практикам.

 Подготовка высококвалифицированного специалиста должна предусматривать наличие:

-Учебных программ по профессиональным дисциплинам и специальным  дисциплинам.

-Научной литературы и учебных пособий по циклам дисциплин учебного плана (перечень литературы, а также методические пособия и разработки должны быть включены в учебные программы соответствующих дисциплин).

-Профессионально важных журналов. Журналы должны регулярно поступать в библиотеку института, осуществляющего подготовку специалистов в области кино и телевидения.

-Информационных (фильмографические и библиографические картотеки) и архивных материалов (фонды рукописей, газетно-журнальных подшивок и т.д.). Данные материалы должны собираться и храниться в научно-учебных кабинетах истории отечественного и зарубежного кино.

-         Фильмов и видеофильмов (должны собираться и храниться в фильмотеке, видеотеке института).

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного              процесса по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения с указанием квалификации, указанной в п.1.2.

 

Учебное заведение,  реализующее основную образовательную программу подготовки по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения, должно располагать материально-технической базой, соответствующей  действующим санитарно-техническим нормам  и обеспечивающей проведение всех видов практической, дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Материально-техническая база, обеспечивающая проведение подготовки дипломированного продюсера, должна включать:

Учебные аудитории, библиотеку, читальный зал, кабинет истории кино (киноведения), фильмотеку, фильмохранилище, аппаратную с кинопроекционной аппаратурой, просмотровые залы (кино-, видео-), видеотеку, видеомагнитофоны, видеокамеры (VHS, супер VHS или Hi –8), персональные компьютеры, обеспеченные монтажной видеоплатой, записывающим СD-ROM, выходом в интернет, сканирующей аппаратурой, собранием лазерных дисков с материалами по истории кино, ксероксы, диктофоны.

Для обучения студентов учебное заведение должно иметь: кино- и видеокопии аудиовизуальной продукции различных видов и жанров; сценарии и производственно-экономическую документацию по фильмам различной постановочной сложности; кино-, видеомонтажные  -  от 50 кв.м; кино-, видеопавильон со стационарным осветительным оборудованием  -  от 100 кв.м; парк видеосъемочной, осветительной и звукозаписывающей аппаратуры.

6.5. Требования к организации практик

Задачей практики является более глубокое освоение материала, полученного при изучении специальных дисциплин, ознакомление с реальными условиями кинопроизводства и функционирования телевидения и других средств массовой информации, а также с производственным процессом в издательствах, театре, специальных кинематографических издательствах, рекламных студиях и агентствах и т.д.; овладение практическими навыками различных видов литературной работы в кинематографе и других  сферах литературного творчества; знакомство со спецификой смежных профессий: режиссуры, монтажа, менеджмента, кинопедагогики, киноведения, телевизионной и печатной журналистики, кинооператорского дела, звукорежиссуры и т.д.

Учебная практика проводится в различных организациях, связанных с кинопроизводством и областями литературного и кинематографического творчества: на кино-, теле- и радиостудиях, в киноархивах, редакциях журналов и газет и пр. Желательно, чтобы учебная практика проводилась не позднее 2-го курса.

Производственная практика предполагает самостоятельную работу студента над определенным проектом, который может иметь реальную производственную судьбу. Возможны и другие виды практики: работа в качестве корреспондента, редактора или автора-ведущего на телевидении, радио и др. Желательное время проведения практики – 3-4 курсы.

 

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 053700 Продюсерство кино и телевидения

       7.1. Требования к итоговой  государственной  аттестации           специалиста

     7.1.1. Итоговая      государственная         аттестация продюсера кино и телевидения включает выпускную квалификационную работу  и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

     7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Выпускная квалификационная работа продюсера (дипломный проект) представляет собой законченную разработку постановочного проекта создания аудиовизуального произведения, состоящую из следующих основных разделов: творческо-производственной разработки литературного сценария (в разрезе сцен и объектов); оценки зрительского потенциала кино- или телепроекта и рекомендаций по его повышению; требований, предъявляемых к основному составу творческой группы и актерам; показателей, характеризующих творческо-постановочную сложность проекта; постановочной экспликации, предусматривающей оптимальные творческо-постановочные решения съемок и монтажа фильма; календарно-постановочного плана; пообъектных разработок; проектной политики законченного фильма; договоров, регулирующих отношения продюсера с инвесторами, дистрибьюторами, авторами аудиовизуального произведения, организациями, оказывающими производственные услуги, работниками-участниками кинопроцесса; предложений по использованию новых экранных технологий.

Литературный сценарий, являющийся основой для разработки постановочного проекта, научный руководитель дипломного проекта и рецензент, критерии оценки работ, а также представление готовой работы к защите утверждаются на кафедре.

Авторская разработка дипломного проекта должна обладать актуальностью, содержать элементы новизны и быть приближена к реальным условиям фильмопроизводства и проката.

Для защиты дипломного проекта студент помимо постановочного проекта создания фильма представляет следующий пакет документов:

-представление кафедры;

-рецензия на дипломную работу;

-краткая справка с указанием всех работ, выполненных студентом в процессе обучения в институте;

          - отзыв руководителя работы;

           - литературный сценарий фильма.

 

7.1.3. Требования к государственному экзамену

 Государственный экзамен по специальности должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области продюсерства, усвоенных студентом во время обучения. Экзаменационные билеты, должны включать наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер или находящиеся на стыке таких дисциплин как Культурология и История искусств; Основы продюсерства и Мастерство продюсера фильма и телевизионной программы; Основы творческих кинематографических профессий и Техника и технология кино и телевидения; Правоведение.

 

7.2. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

 Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в пункте 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Продюсер должен обладать необходимой глубиной знаний в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, способствующих реализации его профессиональной деятельности.

В области физической культуры -  знать  и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.

 

По общепрофессиональным  и специальным дисциплинам специалист должен:

- владеть навыками руководства процессом создания и реализации аудиовизуального произведения;

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;

-  обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

-  понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

-обладать знаниями в области общих основ теории кино, а также теории режиссерской, актерской профессии, профессии оператора, художника и звукорежиссера фильма и по профилю своей специализации;

-уметь анализировать произведения литературы и искусства;

-обладать знаниями методов организации творческого процесса;

-иметь опыт реализации художественного замысла в профессиональном творческом коллективе;

- знать основы и закономерности функционирования экономики;

- знать принципы принятия и реализации  управленческих решений;

-иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области истории и теории кино и других экранных искусств.

 

По дисциплинам специализации.

Конкретные требования к знаниям и навыкам, получаемым по дисциплинам специализации, устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из специфики конкретных видов деятельности по специализациям.

 

 

 

     СОСТАВИТЕЛИ:

 

     Учебно-методическое объединение по образованию в области кинематографии     и телевидения.

 

     Государственный образовательный стандарт высшего  профессионального образования  одобрен  на  заседании Учебно-методического совета по  специальности от 24.июня 2002г. протокол №4

                                         (указывается  дата проведения

                                          заседания УМС и N протокола).

 

     Председатель Совета УМО   ____________________                                 А.В.Новиков

                                                                         (подпись)

    

Заместитель председателя Совета УМО ________________                     А.Н.Золотухина

                                                                        (подпись)

    

 

СОГЛАСОВАНО:

 Руководитель Департамента

образовательных программ и

стандартов профессионального

образования                                  _______________________  В.И.Кружалин                                                               

                                                                      (подпись)

Начальник отдела

гуманитарного, экономического

и юридического образования  _________________________ В.Е.Иноземцева

                                                                      (подпись)

 

Главный специалист отдела

гуманитарного, экономического и

юридического образования  __________________________  М.Л.Чураева

                                                                     (подпись)

         

Рейтинг@Mail.ru